На главную

Последнее обновление 13 января 2020 г.

 

На карте     Ошма         Округа        Вятский край        Вятка в интернете

 

<<< обратно к 1-й стр. КАРАВАННОЕ

 

Караванное.

Николаевская церковь

 

Приводимый ниже текст взят из сборника "Храмы Тужинского района".

(Составитель: Т.Ю. Рассохина, зав. сектором краеведения Тужинской центральной библиотеки).

Макет церкви (на фото: Е. В. Созиновой) выполнен Почётным жителем п. Тужа Кожевниковым Анатолием Александровичем.

 

 

В 1872 году при деревне Селяне была построена каменная церковь, которая вошла во 2 округ Вятской епархии.

 С постройкой церкви образовалось новое село под названием Верхопижемье (ныне Караванное). Название села соответствует географическому положению, т.к. невдалеке от него, в 12 километрах, находится верхнее течение р.Пижмы. А церковь стала называться Николаевской в честь Николая Чудотворца, который прославился как великий угодник Божий. Родился он на южном побережии Малоазиатского полуострова в Ликитской области и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. Младенец Николай со дня рождения явил людям свет будущей своей славы великого Чудотворца. Имя Чудотворца Николая пославилось во всех концах земли, во многих и народах. На Руси множество соборов, храмов, монастырей и церквей посвящено его святому имени.

Причта по штату в Николаевской церкви положено при 3 священниках, один дьякон, 3 псаломщика. Квартиры для причта были казенные , кроме священника Сергеева, который получал квартирное пособие в размере 9 рублей в месяц. Земли усадебные и под церковью составляли 8 десятин, пахотных земель церкви принадлежало 66 десятин, братский денежный доход у священника – 691 рубль 80 копеек, у дьяка -  461 рубль 20 копеек, у псаломщика – 230 рублей 60 копеек. Руги собирают на весь причт 250 пудов ржи, 260 пудов овса. В Верхнопижемском приходе насчитывалось русских прихожан мужчин православных 4681, православных крещеных черемис: мужчин 128 и женщин 145. В приход входило 55 селений, расстоянием от 2 – 13 верст. Школ в приходе было 4. В селе было церковно–приходская женская и мужская школы, остальные две смешанные, земские школы были в деревне Лоскуты и в д. Машкино, а также волостное правление, земские фельдшер и акушерка. По  переписи населения 1926 года в селе насчитывалось 31 хозяйство с числом жителей 70 человек – это служители церкви, земской управы, медработники и учителя. В деревне Селяне было 54 хозяйства, в которых проживало 221 житель, в том числе  117 мужчин и 104 женщины. Главным занятием прихожан Верхопижемского земства являлось земледелие. Развито было и кустарное производство. Делали сани, кадки, берестяные бураки, ситева,  сита, решета, долбленки, деревянные корыта, чашки, веретена, плели лапти и др. Все кустарные изделия вывозились на продажу на ярмарку в село Караванное 19 декабря и 22 мая в день Никольских праздников. Шла бойкая торговля этими кустарными изделиями в сопровождении массовых гуляний под аккомпанементы многочисленных кустарных гармошек. Лились задорные русские песни и пляски, и все это было на церковной площади. В настоящее время в селе Караванном сохранилась церковь, но она в полуразрушенном состоянии. Не украшает она село, не стало и многолюдных ярмарок, не стало в Караванском сельсовете 15 деревень. Может быть, придет время, когда-нибудь и восстановит народ Николаевскую церковь – прекрасное архитектурное творение русских зодчих.


Нет, храм уже не обретет новую жизнь. Он непоправимо обветшал, превращаясь в развалины, унося в физическое небытие и в памяти людей свой былой облик. Как один за другим покидают свой пост возле стен храма многолетние тополя, так и поколение за поколением караваничей теряют связь со своей родовой пуповиной - караванской округой... Остается только покаянно принимать свидетельства потери караванского храма, а вместе с ним и духовной привязанности к этому уголку земли.

В небольшой видеосюжет, представленный справа, собраны несколько фото разных лет, разных авторов и видеокадры июня 2018 года, августа 2019 года, приправленные православными молитвами и песнопениями.

 

 

Архимандрит Варсонофий (Никитин): жизнь и труды
 
А кто же служил в храме села Караванного?  Приводимый ниже текст  открывает имя одного из священников, призванных церковью окормлять паству караванской округи. Это отец Варсонофий. В с. Караванное он служил в 1930 году. А в 1940-1941 гг. о. Варсонофий служил в деревне Федосиха Тужинского района.

Автор - Ерошкин Юрий Витальевич, научный сотрудник отдела истории МарНИИ

В истории Мироносицкой пустыни, одной из самых известных православных святынь Марийского края, есть немало замечательных страниц. Одна из самых интересных и малоисследованных к настоящему моменту — судьбы настоятелей монастыря, которых, по имеющимся данным, с 1649-го по 1924 гг. было около 60 человек. Данная публикация посвящена жизни и трудам архимандрита Варсонофия (Никитина), управлявшего обителью в 1920-1924 гг.

Иван Прокопьевич Никитин (так звали будущего архимандрита в миру) родился 23 июня 1878 года в селе Кузнецово Вараксинской волости Царевококшайского уезда в семье крестьян Прокопия Григорьевича и Матроны Семеновны Никитиных . “С детства я был слабый состоянием здоровья, мать моя еще тогда дала обет отдать меня в монастырь, так впоследствии родители и поступили со мной”, — говорил о. Варсонофий впоследствии . Семья была благочестивой, детей воспитывали в вере. Маленький Ваня с малых лет имел послушание в церкви — пел на клиросе . Так, под покровом Пресвятой Богородицы, храм в честь Владимирской иконы Которой стоял в селе Кузнецово, и протекало его детство.
После окончания 3-классного сельского училища, в 1900-1906 гг. Иван Никитин служил в армии канониром крепостной артиллерии в г. Николаевске-на-Амуре. В 1904 году началась русско-японская война, театр военных действий находился совсем недалеко от тех мест. Трудности военного времени помогала благодушно переносить вера: известно, что во время действительной военной службы Иван Никитин пел в церковном хоре, читал Священное Писание.
После возвращения из армии, 7 августа 1906 года Иван Прокопьевич поступил послушником в Мироносицкую пустынь. 21 марта 1909 года он был пострижен в монашество с именем Варсонофий, 20 декабря 1909 года рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа 1912 года — во иеромонаха . “Поведения очень хорошего, способен и прилежен”, “трудолюбив”, — сообщают о нем клировые ведомости тех лет. В обители о. Варсонофий нес различные послушания: в 1906 году — трапезного, в 1909-м — эконома, с 8 марта 1917-го — казначея, а в 1920-1924 гг. он был настоятелем монастыря .
В годы советской власти отношения между Церковью и государством строились на основании закона “Об отделении Церкви от государства и школы от церкви”. Согласно существующему порядку, все религиозные общины и приходы должны были пройти перерегистрацию в органах власти. Регистрационное собрание Мироносицкой общины состоялось 20-21 июня 1920 года. На нем присутствовало 165 человек. Иеромонах Варсонофий, как настоятель монастыря, был избран председателем собрания. После обсуждения было принято решение: при Мироносицкой пустыни образовывалась религиозная община, которая брала на свое содержание здание храма. Ее председателем 21 июня был избран житель села Ежово Николай Силантьевич Мошков .

Что же представлял собой монастырь в начале 1920-х гг.? В 1921 году в обители жили 1 архимандрит, 1 игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 11 послушников. А вот какое описание можно встретить в документе от 15 октября 1921 года: “Монастырь, обнесенный оградой, имеет около десятка строений, все дома — за исключением одного — заняты под общественные и государственные нужды … Один каменный дом занимают монахи… он весь разбит на отдельные комнаты, совершенно изолированные одна от другой каменными, капитальными стенами, комнаты — за исключением двух — совершенно темные, низкие и сырые, помещаются в этих комнатах 26 человек”. На основании вышеизложенного, органы советской власти делали вывод: “Принимая во внимание, что ничего из монастыря нельзя использовать под общественные и государственные нужды, ликвидацию Мироносицкой пустыни не производить”.
В 1921 году в жизни Мироносицкой пустыни произошло несколько немаловажных событий. Настоятель монастыря о. Варсонофий (Никитин) был возведен в сан архимандрита Андроником (Богословским) — епископом Спасским, викарием Казанской епархии. Это свое назначение батюшка первоначально по каким-то причинам не открывал. В известных нам официальных светских документах он именовался иеромонахом. Возведение в сан архимандрита, дававшее в церковном отношении более высокое правовое положение, предоставляло возможность самому настоятелю решать некоторые вопросы жизни обители. 1 сентября 1921 года в Мироносицкой пустыни состоялось учредительное собрание членов Мироносицкой трудовой артели по пошиву одежды, которое было созвано о. Варсонофием. На нем присутствовало 5 человек, настоятель монастыря был избран председателем, секретарем выбрали диакона Петра Кочеткова, который с 1921 года был в обители счетоводом. После обсуждения собрание приняло постановление об открытии артели с 11 сентября 1921 года. Ее председателем стал отец Варсонофий, казначеем — иеродиакон Маврикий (Петров), секретарем — послушник Трифон Парамонов. Вскоре члены артели подали заявление о регистрации в Областное управление кустарной промышленности. К нему были приложены 5 экземпляров устава, протокол учредительного собрания артели, сведения об имущественном положении ее членов. 6 октября 1921 года Мироносицкая артель по пошиву одежды была зарегистрирована. На 1 января 1922 года в нее входило 8 человек. Согласно отчету о деятельности, составленному о. Варсонофием (Никитиным) 24 октября 1922 года, члены артели работали в мастерской при монастыре. Они шили одежду из материалов заказчика, принимали заказы только от частных лиц, торговлей и сбытом своей продукции не занимались.
Начало 1920-х гг. — время гонений на Церковь под ложным предлогом сокрытия ее служителями церковных ценностей вследствие нежелания помочь голодающим. Между тем, в воззвании Святейшего Патриарха Тихона к православному населению страны от 19 февраля 1922 года говорилось о разрешении жертвовать на нужды голодающих церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Несмотря на это 23 февраля 1922 года ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные вещи, в том числе священные сосуды, а сопротивлявшихся такому намерению арестовывали. В конце 1923 года отец Варсонофий (Никитин), иеромонахи Мироносицкого монастыря Иннокентий (Куледин), Алипий (Иваненко), казначей обители иеродиакон Рафаил (Вечкелев), иеродиакон Евгений (Данилов), послушники Кирилл Юферев, Николай Юричев, Иван Булаев, а также ряд крестьян села Ежово были арестованы по обвинению в распространении религиозной литературы и в сокрытии церковных ценностей, якобы подлежащих изъятию. 2 февраля 1924 года дело было рассмотрено в областном суде МАО в Краснококшайске. “За халатное отношение к сбережению церковного имущества” отец Варсонофий (Никитин) был приговорен к 6 годам тюремного заключения, остальные обвиняемые получили от 6 лет до 1 года.
После освобождения из заключения через 2 года, отец Варсонофий в 1925-1926 годах жил в Раифской пустыни, а затем перебрался на территорию Вятского края. В 1927 году он встречался с епископом Глазовским Виктором (Островидовым), который благословил его на приход в с. Летяги Арбанского района Кировской области, куда батюшка прибыл в 1928 году. Русская Православная Церковь переживала тогда непростое время: в связи с появлением Декларации митрополита Сергия (Страгородского), опубликованной в июле 1927 года, и различным отношением к ней духовенства, произошел раскол. В начале 1928 года в с. Летяги прибыл благочинный 2-го округа Котельнической епископии священник Иван Мамаев. Он собрал церковный совет, зачитал текст Декларации и ответ на нее, составленный епископом Виктором (Островидовым). При этом о. Иоанн пояснил, что, признав советскую власть, митрополит Сергий нарушил церковные каноны, что Церковь не может радоваться мероприятиям советской власти, направленным против религии. Совет церкви с. Летяги принял решение стать на платформу епископа Виктора и отмежеваться от тогдашнего архиепископа Вятского Павла (Борисовского), который был сторонником позиции митрополита Сергия.
В числе не согласных с Декларацией был и отец Варсонофий (Никитин). Впоследствии он объяснил свою позицию так: “Я — человек, выросший и воспитанный в монастыре на догмах Православной Церкви, считал для себя неправильным примыкать к Сергию, который объединяется с безбожной светской властью”. “Поминать за богослужением советскую власть я не могу, т.к. она есть власть безбожная, атеистическая, антихристианская власть”. На принятие решения о присоединении о. Варсонофия к епископу Виктору (Островидову) повлияли воззвания епископа Яранского Нектария (Трезвинского), три из которых батюшка читал, а также его личная встреча с этим архиереем. Она состоялась в июле 1929 года в Казани. О. Варсонофий ездил к владыке Нектарию по поручению вятских священников Иоанна Стародубцева (Пижанский район) и Михаила Стрельникова (Арбанский район) для получения документа о возведении в сан архимандрита, после чего это свое назначение более не скрывал. Владыка Нектарий также призывал батюшку не признавать митрополита Сергия, так как считал, что, признав советскую власть, тот изменил Православию.

В последующие годы о. Варсонофий назначался еще на ряд приходов: в 1930 году он служил в с. Караванное Тужинского района Кировской области, в церкви мучеников Флора и Лавра с. Табашино, а 1 ноября 1930 года, по приглашению благочинного протоиерея Николая Мышкина, приехал в с. Суводь Советского района. Первоначально предполагалось, что батюшка послужит здесь недели 2-3, но затем срок служения был продлен. Проживал о. Варсонофий в то время в деревне Вотьма, откуда его возил на лошадке в церковь церковный староста Кузьма Сливницын.

26 марта 1932 года батюшка был арестован и заключен под стражу в арестантском помещении Советска. Обвиняли его по ст. 58-10, 11 УК РСФСР26 . В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения от 15 мая 1932 года утверждалось, что о. Варсонофий являлся участником контрреволюционной монархической организации церковников, проводил антисоветскую агитацию. На последнем допросе 14 июня 1932 года, как и на предыдущих, батюшка показал: “Участником себя церковно-монархической организации “Истинно-Православная церковь” не считаю и виновным не признаю”.
14 августа 1932 года состоялось Особое Совещание при коллегии ОГПУ, на котором о. Варсонофий (Никитин) был приговорен к ссылке в Северный край на три года и отправлен туда по этапу. В марте-июле 1933 года батюшка работал в лесу на станции Сосновка Северной железной дороги, а в июле-декабре 1933 года30 проживал в трех верстах от города Котласа — в деревне Устья. С передачами к нему сюда приезжали монахиня Александра (Толстикова), а также Надежда Макаровна Старикова, Пелагея Антоновна Хлыдова, Ольга Ефимовна Пленкина, Ирина Александровна Шихова. На исповеди у батюшки был о. Никифор Редькин, который в 1930 году был рукоположен во священники епископом Нектарием (Трезвинским) по рекомендации о. Варсонофия.
Согласно материалам следственного дела, в конце 1933 года батюшка был освобожден из ссылки по болезни. Несколько месяцев он жил на родине, в деревне Кузнецово, у брата Димитрия Прокопьевича Никитина. В последующее время о. Варсонофий не имел определенного места жительства, был странствующим священником: с 1933-го по ноябрь 1941 года перемещался по Тужинскому, Арбанскому, Пижанскому, Советскому, Яранскому, Салобелякскому районам Кировской области, где служил по домам и исполнял требы. Но чаще всего он совершал богослужения в доме Анны Максимовны Плотниковой в деревне Селиваново недалеко от Йошкар-Олы, где у него была оборудована келия. Эти службы посещали жители Селиваново, а также другие верующие, разделявшие взгляды епископа Виктора (Островидова) на взаимоотношения Церкви с советской властью. О. Варсонофий был известен как опытный в духовной жизни пастырь. У него исповедовались священники Никифор Редькин, Лукоян Васенев, бывший настоятель Мироносицкой пустыни игумен Сергий Мытиков. Поддерживал батюшка связи и со священником Симеоном Яндулецким — одним из самых известных иереев Вятской епархии того времени. Впоследствии о. Варсонофий говорил, что “Редькин и Яндулецкий искали моих советов и указаний относительно церковных служб, и я не мог отказать им в этом как более опытный священник”.

В 1940-1941 гг. о. Варсонофий служил в деревне Федосиха Тужинского района Кировской области. 22 июня 1941 года он был арестован Тужинским РО НКВД в деревне Лукоянки того же района в частном доме, куда пришел причастить болящую. 18 февраля 1942 года батюшка был осужден Нарсудом Тужинского района по ст. 192 УК РСФСР на 2 года лишения свободы и отбывал наказание в колонии НКВД. Заключение он переносил очень тяжело, долго болел.

17 сентября 1942 года было начато следствие по новому делу. В постановлении на арест утверждалось, что, будучи членом ИПЦ, о. Варсонофий вел активную антисоветскую деятельность. Обвинение было предъявлено по ст. 58-10, ч. 2, 58-11 УК РСФСР, батюшка находился под арестом во внутренней тюрьме НКВД города Котельнича.
Допросы, состоявшиеся в сентябре-ноябре 1942 года, были длительными (продолжались они, как правило, от 3 до 5 часов), и престарелому архимандриту было трудно их выдерживать. Это косвенно подтверждает и акт медицинского освидетельствования о. Варсонофия, составленный 5 ноября 1942 года, в котором говорится, что у него имеются возрастные изменения организма, что для него возможен только легкий труд. Если учесть, что органы советской власти к служителям Церкви особым снисхождением не отличались, можно сделать вывод, что состояние здоровья батюшки действительно было плохим.
В постановлении о предъявлении обвинения, составленном 4 ноября 1942 года, говорилось, что о. Варсонофий (Никитин) являлся одним из руководителей контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ, находясь на нелегальном положении вел антисоветскую деятельность. Следствию удалось “доказать” только то, что о. Варсонофий и не скрывал — его причастность к группе верующих, разделявших взгляды епископа Виктора (Островидова). На следствии батюшка говорил: “Я являюсь противником существующей в стране советской власти как власти безбожной и являюсь сторонником прежнего монархического строя в России. Хотя и проводил тайные церковные службы, но контрреволюционных групп не создавал, к отказу от защиты сов. власти … не призывал”.
15 мая 1943 года о.Варсонофий был переведен из Котельнича в тюрьму г. Яранска. Именно в этом городе 18 августа 1943 года, накануне праздника Преображения Господня, с 19 до 20 часов 40 минут вечера проходило закрытое судебное заседание Военного трибунала войск НКВД Кировской области. О. Варсонофий был приговорен к 10 годам лишения свободы с ограничением в правах по ст. 31 УК РСФСР на 5 лет, с отбыванием меры наказания в исправительно-трудовых лагерях. После вступления приговора в силу батюшка находился в заключении в тюрьме города Яранска, где и умер 22 марта 1944 года. Похоронен архимандрит Варсонофий (Никитин) на Яранском кладбище.
Безусловно, никакой контрреволюционной организации во главе с отцом Варсонофием не существовало. Это подтверждает и Постановление Президиума Кировского областного суда от 16 февраля 1990 года, составленное по итогам пересмотра дела. В нем говорится, что “обвинение построено в основном на показаниях обвиняемых, из которых видно, что все они были глубоко верующими людьми и являлись сторонниками церковного направления “Истинно-Православная церковь”. Будучи недовольными советской властью за ее политику в отношении Церкви, они высказывали мысли о непризнании этой власти и проводимых ею мероприятий. … Однако, все разговоры по этим вопросам проводились в узком кругу верующих, и в них, по существу, не содержалось призывов к свержению, подрыву или ослаблению советской власти. При таких обстоятельствах в действиях обвиняемых отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 58-10 УК РСФСР. Причастность этих лиц к церковному направлению ИПЦ не может рассматриваться, как участие в к/р организации”. В результате пересмотра дела приговор военного трибунала от 18 августа 1943 года был отменен, отец Варсонофий (Никитин) и другие верующие, обвиненные по данному делу и пострадавшие за веру Христову в годы гонений на Церковь, были реабилитированы.

 

 

Павел Коркин. E-mail:pavelkorkin@yandex.ru