На главную

Последнее обновление 03 ноября 2023 г.

Яндекс.Погода

Погода в Туже

На карте       Ошма         Округа        Вятский край        Вятка в интернете

 

Караванное сегодня и вчера

еще страницы о Караванном >>>

 

Здание школы под крышей

Последние новости, касающиеся судьбы здания школы.

 

Депутат Тужинской районной Думы, председатель объединения "Караванское землячество" Александр Суслов сообщает:

 

"Хочу поделиться радостным событием для всех земляков. Буквально на прошлой неделе были завершены работы по ремонту кровли на здании школы. Половину кровли перекрыли профнастилом, а вторую перезакрыли сохранившимся шифером. Стоимость материала в размере 120 тыс. руб. оплатил Чернышенко Владимир Николаевич (депутат Ачинского городского Совета депутатов, Почётный гражданин г. Ачинска), а работы взяла на себя администрация городского поселения в лице главы Сентемова Сергея Ивановича.

Здание сохранено благодаря решению этих здравомыслящих людей, их нужно знать в лицо. Население выражает слова благодарности. Теперь есть возможность работать службам и будет место для встреч одноклассников.

Надеюсь, попытка продать нашу школу за 400 тыс. не повторится".

 

Предистория вопроса:

Администрация Тужинского района вынашивала план выставить караванскую школу на продажу. Вернее, здание школы. Бывшей школы.

 Здание школы давно не используется по назначению, да и в ином качестве, как административное здание, или по другим нуждам используется лишь частично. Для сохранения школьного здания нужны деньги, в районе их, конечно, нет. Жители попытались заявить о своем несогласии потерять школу...

Суть вопроса полнее представил А. И. Суслов в приведенном ниже (справа) видео от 2 августа 2019 года.

 

На фото: крыша в процессе ремонта.

 

Ниже - публикация 2018 года

 

Караванская школа: последний звонок?

 

Будучи во второй половине июня 2018 года в Караванном, услышал: администрация Тужинского района выставляет караванскую школу на продажу. Вернее, здание школы. Бывшей школы.

Не поверить этой новости нельзя. Ушли в прошлое совхозы, колхозы, нет в округе ферм, поля позарастали, сельских жителей все меньше, здание школы давно не используется по назначению, да и в ином качестве, как административное здание, или по другим нуждам используется лишь частично. Для сохранения школьного здания и пустые стены содержать надо, ремонтировать, а на это нужны деньги, в районе их, конечно, нет. Да и то подумать: ради чего содержать такое большое здание, если им некому пользоваться, ведь в селе на первое января 2018 года числилось всего около 100 человек. Держать здание из-за нескольких комнат административно-культурного присутствия? Расточительно.

Сегодня в школьном здании еще есть «кабинет» представителя власти – специалиста от Тужинского городского поселения (Оботнина Вера Александровна), небольшую площадь все в том же правом крыле школы занимает библиотека. По соседству - музейная комната, по тому же коридору - комнатка дежурного местной пожарной команды. В здании же, видимо, есть и небольшая котельная, обогревающая зимой правое крыло школы, а значит есть  при ней и работники.

Что значит потеря школы? Это не только потеря места работы нескольких человек. Как понял из общения с ясноглазым, не очень-то разговорчивым дежурным караванской «пожарки», звать которого, кажется, Анатолий Русинов, больше всего людей беспокоит вода. То ли водопровод проходит по школе, то ли водонапорная башня как-то связана с "жизнью" школьного здания, или еще по какой причине, но высказывается опасение, что с потерей школы будут проблемы водоснабжения. Анатолий Русинов по поводу судьбы школы робко   заметил: "Отстаивать будем" (наш немногословный диалог с дежурным пожарником Русиновым - в приведенном ниже видеосюжете).

А школа только с фасада еще выглядит живой. Со «двора», со школьного стадиона, картина удручающая. Особенно вид стен спортзала. Одна из стен с огромными пустотами на месте выпавших окон. В проем видны внутренние настенные вывески с изображением спортивной символики.

Приметы обреченности, обвального старения Караванного видны по всем направлениям. Все больше видимых разрушений, следов обветшания по школе. Зарос, спрятавшись в густой зелени деревьев со своей одинокой старостью клуб, тихо по улицам с оставшимися сиротскими домами, тоже зарастающими бурьяном. А уж про церковь и говорить не стоит - безвозвратно потеряна, от величественного храма остается на сегодня, по сути, только северо-восточная - алтарная часть.

Жителей в селе год от года меньше - кто по воле божьей переселяется на кладбище, кто покидает Караванное по своей воле. Вот и Валерий Овдиенок оставил свой дом, уехал, видимо, в Тужу. В Туже строит дом Александр Суслов, то есть вот-вот покинет Караванное. Александр Бледных, крепкий дом которого неподалеку от церкви, работает в Туже (на "скорой"), так что, считай, одной ногой тоже тужинец...

 

Павел Коркин.

(июнь - июль 2018 г.)

Слева - видеосюжет от 19 июня 2018 года.

 

Видеосюжеты, рассказывающие о ситуации со зданием школы на август 2019 года - здесь >>>

 

 

 

 

 

По ссылке ниже - сведения о населении Тужинского городского поселения на 1 января 2018 года:

http://gorod.tuzha.ru/Docs/PROCHEE/Statistika/2018/2018.pdf

 

Далее на странице:

 Слово за Караванное >>> Теперь ты принят в караванское землячество! >>> Село Караванное, его округа и первые жители >>>

Слово за Караванное

 Вот-вот и Ильин день. И запылит дорога в сторону села Караванное. На будни или выходные выпадает 2 августа, гостей сюда едет всегда много. С утра – на кладбище, к упокоенным родным, затем кто-то едет до Машкино, кто-то  добирается до Лаптенок, кто-то до Михалёнок, иных деревень, ушедших в небытие, а во второй половине дня – непременно встречи в Караванской школе, в музее, что под её крышей, на площади села возле разрушающегося храма...

 

Хотя к школе применительно определение «бывшая», но она до сих пор принимает своих выпускников. Принимает благодаря бывшим учителям, благодаря тому же энтузиасту музейного дела, патриоту малой родины Александру Ивановичу Суслову. Да, жителей караванской стороны – от Озерян до Оботино и от Федосихи до Коврижат – когда-то объединял один приход, караванская (Николаевская) церковь, но куда весомей сегодня в сознании всех поколений жителей деревень округи объединяющее начало Караванской средней школы. И если б не эти душевные порывы бывших учителей, да и оставшихся жителей села, поддерживающих память о школе и возможность встречи выпускников не на задворках села, а в его самом достойном месте, то с какими бы горькими мыслями разъезжались по большой стране земляки!

В последние годы встречи с одноклассниками тоже приурочиваются к Ильину дню. Вот и мы, выпускники Караванской школы 1975 года, в прошлом году таким организованным сбором отметили сорокалетие со времени её окончания. Как замечательно, что встреча проходила в здании Караванской школы. Если б не эта возможность побывать в ней, то что бы нас собрало в Караванном?  С нами, кстати, была и наша учительница немецкого языка Светлана Ивановна Печенкина. Не будь школы, где бы мы с ней так пообщались? В этот день здесь проходили встречи выпускников еще каких-то лет, может не таких «круглых», но немалочисленных, с кворумом, что называется. Конечно же, встречи проходят каждый год. Кажется, Светлана Ивановна говорила, что в следующем году их выпуск будет отмечать 50-летие со времени окончания школы. Где будет проходить встреча? А что будет через пять лет?

В прошлые годы гости Караванного прямо или косвенно ощущали присутствие власти, так как всегда к Ильину дню велось обкашивание кладбища, центра села, встречи земляков проводились даже в здешнем Доме культуры (было такое!), то есть организовывались мероприятия не на одном энтузиазме, а был местный работник от культуры района, с какой-никакой, а зарплатой.

Да и об участи здания школы не думалось, пока была здесь своя, караванская, администрация сельского поселения. В 2012 году, в год 160-летия села, участие администрации поселения и района в юбилейных мероприятиях, приуроченных тоже к Ильину дню, подчеркивало ещё не потерянную статусность села. Сегодня же, планируя поездку на родину, беспокоишься: как-то примет Караванное? Попадем ли, к примеру, с родными, что не часто выбираются на родину с далёкого Урала, в музей? Хотелось бы здесь показать им Книгу памяти, в которой имя деда и других погибших, пропавших без вести солдат из деревни Бажино, из других деревень караванской стороны и всего Тужинского района. А если мы не попадем, не попадут другие, не будет этого музейного уголка, то никто не увидит здесь бюст Героя Советского Союза А. П. Фокина, не увидит вывеску школы (она в музее, а не на стене здания школы), напоминающую, что школа носила имя Героя Советского Союза В. Ф. Калинина, да и кто тогда вспомнит и напомнит, что караванская сторона – родина трех Героев Советского Союза! В Караванное едут с детьми – всем хочется показать свою малую родину! Какие впечатления увезут отсюда представители нового поколения караваничей?  А ведь это, по сути,  будут впечатления и о районе в целом. Думается, администрации Тужинского поселения, взявшей под опеку караванскую сторону, данное обстоятельство сегодня никак нельзя сбрасывать со счетов.

Караваничи, а этим названием объединены все жители округи, в том числе и бывшие, посещая сегодня здешнее кладбище не могут не увидеть некие перемены – новую ограду,  поклонный крест, то есть внимание властей. Хорошо, если внимание не ограничится участием в реализации таких небольших проектов поддержки местных инициатив, каковым являлось благоустройство кладбища. Можно ссылаться на скромность бюджета или уповать на дальнейшее спонсорство предпринимателя из Сибири В. Н. Чернышенко, так хорошо поддержавшего село финансами в деле благоустройства в 2012-м и 2015 годах, то есть ждать, когда Караванное прирастет Сибирью, но хотелось бы верить, что караванская округа не станет пасынком Тужинского городского поселения, а пыльная летняя дорога на село не зарастет при сохранении традиции массового наезда сюда земляков в Ильин день, в другую пору лета. 

 

Павел Коркин,

выпускник Караванской средней школы,

главный редактор районной газеты «Вперёд», Нижегородская область.

 

(Такой текст и с такой подписью был предложен мною Тужинской газете "Родной край", таким он был и опубликован - см. здесь номер "РК" от 26 июля в PDF)

 

 

 

Газета "Родной край", 11.03.2016 г., 

Автор Владимир Тарасов.

 

Теперь ты принят в караванское землячество!

 

 2 марта бывшие жители Караванского сельского совета встретились в кафе райпо.

  На встречу пришло более сорока человек. Идея основать караванское землячество пришла В.С. Колосовой. Приветствуя  собравшихся, Валентина Сергеевна отметила, что в Туже сегодня живет много караваничей. Почему бы им не объединиться в землячество, вместе отмечать праздники и помогать друг другу в трудных ситуациях? Земляки единогласно проголосовали за такое объединение. Председателем сообщества выбрали А.И. Суслова.

 Бессменными ведущими встречи выступили А.И. Суслов и С.И. Печенкина. Светлана Ивановна свою речь начала со стихотворения односельчанки Анны Михайловны Лоскутовой: «Как не любить село родное, где мы родились, где живем. А потому его с любовью мы Караванное зовем…»  Сегодня на территории Караванского сельского совета не осталось ни одной жилой деревни, но это не помешало жителям деревень встретиться, вспомнить истории из жизни, детства и о людях, прославивших караванскую сторону.  

 Об истории возникновения села Караванного рассказал Александр Иванович. Все началось в 1811 году с переселенцев из Чистопольского округа починка Калининского Калининых, решивших обрабатывать землю у небольшой речки. Семья никого не хотела пускать на свою землю, но нашелся один человек - Степан Иванов Новиков, кто не послушал запрета. К своему починку он прорубил дорогу в лесу. За упорство и несгибаемую волю Новикова прозвали Караваном, а его починок стал Караванским.

 На встрече земляков, чтобы никого не забыть,  в алфавитном порядке вспомнили каждую деревню: Акулинкино, Блины, Вишкильцы и другие. Деревни сегодня не существуют, но память о каждой живет в воспоминаниях их жителей.

 Музыкальное сопровождение празднику обеспечил Э.Н. Багаев. На память каждый из присутствующих караваничей получил свидетельство и почетный значок «Караванское землячество».

(Для увеличения фото кликнуть по нему)

 

 

Андрей Шевнин

(Июль 2015 г.)

 

Село Караванное, его округа и первые жители

 

Караванное – милый моему сердцу край! Как дорого оно для меня и как много значит это название  в моей жизни!  Семь поколений моих предков упокоились на этой земле на Чистопольском и Караванском кладбищах! Какая-то мистическая связь с ними заставляет меня вот уже 15 лет собирать по крупицам сведения о своём роде – типичном вятском крестьянском роде! Вероятно, именно это чувство позволило мне проследить историю и судьбу многочисленных представителей моего рода  Шевниных и их связь с этой землёй от 16 века и до наших дней. Видимо, были сильные молитвенники в нашем роду и именно их поддержку я ощущаю  в своей работе. 

 

Матвей Лаврентьевич Шевнин - мой предок - был одним из первых переселенцев на Чистопольщине, пользовался большим авторитетом и, вероятно, поэтому был послан выборным от мира к Вятскому епископу за храмозданной грамотой на строительство первой церкви в будущем селе Чистополье. Это произошло в 1768 году (грамота от 14 октября 1768 года №1259),  а в 1770 году церковь во имя Иоанна Предтечи была построена и освящена!

Правда, судьба этой первой церкви была недолгой: 30 апреля 1794 году она сгорела  и пришлось строить другую (грамота №1213 от 24 июня 1794 года, а освящена 7 января 1796 года) и в её строительстве активно участвовали уже сыновья Матвея Лаврентьевича – Прокопий и Мефодий.  Первый в это время состоял на выборной должности волостного старшины – соответствующей нынешней должности главы администрации! Вот именно с этой церковью, как ни странно, и связано появление села Караванного. Но об этом позже!

 

Первые русские крестьяне в междуречье Ошмы и Пижмы стали появляться во второй половине 18 века: два брата - Савва (1724 г. р.) и Гаврил (1706 г.р.) Игнатьевы - Русиновы, по легенде, около 1761 года  купили участок пахотной земли у яранского купца, вблизи старинной марийской деревни Кугалки, и основали починок Кугунур.  Их многочисленные потомки впоследствии расселились по округе, основали множество починков – они и были первыми караваничами!

В начале 90-х годов 18 века появились  починки  при речке Шапшанерке – одна из дочерей  основателей Кугунура по имени Параскева вышла замуж за Петра Иовлева Винокурова, поэтому починок, где они поселились назывался то Шапшанерка, то Параничи, а впоследствии носил имя основателя  починка и писался в документах Винокуровским. С ним поселился родственник - Егор Матвеев Батухтин. Впоследствии, потомки Батухтина выделились в отдельный починок, рядом с той же Шапшанеркой, и именовался он также Батухтины.

Другой починок основал Парфён Иванович Шишмаков – переселенец из-под Котельнича, из деревни Шишмаки, впоследствии  деревня получила название Паршата.

В то время вся Ошма ещё была пустой. Девственные леса не позволяли проехать вдоль реки. Вероятно, первые жители поднимались на разведку на лодках по Ошме или торили тропу в лесной глуши. В 1800 году в метрической книге села Чистополье упоминаетса починок Федоса Мамаева над рекой Ошмой, но писался  этот Феодосий как  Незамаев и деревня, в дальнейшем, была переименована и стала называться Коряки. На 1811 год в ней жили четыре семьи: Фёдор Филиппов Огородников, Григорий Маркелов Федякин, Клим Васильев Корякин, Герасим Тимофеев Ёлкин. А потомок Феодосия жил уже в починке Мамаевском при первой и второй речках, куда перешёл в период между 1811 и 1816 годами из починка Чёрной Рамени, переименованный в будущем в Федосиху.  Видимо, Феодосий сначала обосновался в Коряках, а позже перешёл в Федосиху, где и умер в 1814 году.

В Федосихе (Чернораменском) продолжали жить трое его сыновей – Еремей, Захар, Иван, а с ними Гаврил Филиппов Сухотин с четырьмя сыновьями (Гаврила в 1813 году взяли в рекруты) и Никита Карпов Плёнкин (умер в 1815 г) с тремя сыновьями. В 1796 году появились сразу три починка  Русиновых:  близ реки Ошмы и у устья речки Климанерки поселились Леонтий Фёдоров и его брат Фрол Фёдоров - основатели деревни Фролы (долгое время она называлась по названию речки - Климанеркой). В этом же году Матвей Саввин Русинов перешёл на новое место – на речке Шудумке основал починок, названный Заболотный, в дальнейшем переименованный по имени основателя - Матвеевский.

Тогда же ещё один починок появился поблизости от будущего села Караванного: два брата - Анисим Фёдоров и Лукоян Фёдоров из Кугунура - основали деревню в кленовом лесу, отсюда и возникло название Кленник. В 1800 году Русиновы основали  два новых починка: Егор Яковлев с сыновьми  Антипом, Ларионом и Архипом переехали в починок Малый Кугунур, впоследствии носивший название Егорашки. А его брат Артемий Яковлев основал починок, названный в его честь - Артемьевы.

Здесь нужно уточнить, что до революции  крестьяне в России делились на разные категории, имевшие различное подчинение: государственные или черносошные, экономические - ранее принадлежавшие монастырем или духовным владыкам, например Вятскому епископу, были ландмилицкие - они должны были из рода в род служить не столько в армии, сколько в различных охранных войсках, типа пограничной стражи и содержать эти формирования. Так, например, мои родственники из деревни Шевнины под Истобенском служили в ландмилиции и охраняли  границу государства в Башкирских степях. Вероятно, с тех пор и появляются представители моего рода в качестве постоянных жителей тех мест.

Была ещё одна категория крестьян – дворцовые, они вместе с землёй подчинялись дворцовому ведомству, уплачивали налоги не государству, а в казну самого царя. В каждой губернии, где проживали такие крестьяне, имелись дворцовые приказы, управляющие ими. Так, Русиновы и Шишмаковы  относились к Пиштанскому дворцовому приказу и оставались подчинёнными ему, даже если переселялись на новое место! Остальные крестьяне, приезжавшие для поселения на караванщину, были государственными и проходили по другому ведомству. Поэтому при переписи населения составлялись разные  ревизские сказки.

В 1811 году, накануне Отечественной войны, по вятским лесам прошла череда страшных пожаров. Говорили, что пролетела комета – предвестница великой войны. Выгорели многие места и вдоль реки Ошмы – появились места, свободные от леса и удобные для раскорчёвки под пашню! И сюда устремились многие крестьяне, мечтающие о достатке на новом месте! В основном это были переселенцы из Чистопольской, Арбажской и Верхошижемской волостей.

Именно в это время мой предок Михаил Прокопьевич Шевнин переехал из Чистопольской волости, из деревни Красное, на место, которое нашёл один из его земляков - Пётр Тупицын, но по какой-то причине здесь не поселившийся. В том месте протекала маленькая речка Лунгужка, впадавшая в речку Большой Лунгуж, который соединялся с Ошмой в двух километрах выше по течению. А в четырех километрах ниже этого места по течению Ошмы протекала речка, получившая название Бобровка, вероятно, от изобилия бобров. В этом месте, на небольщой возвышенности, в треугольнике трех речек, и основал свой починок Михаил Шевнин. Долгое время починок носил имя  Петра Тупицына и лишь после революции за деревней закрепилось исторически обоснованное название – Михалёнки. 

1811 год – это время какого-то переселенческого взрыва, время активного переселения! В соседнюю Тоншаевскую волость в этом году также идет  массовое переселение. В основном, из далёкой Верхошижемской волости, особенно из прихода Преображенской церкви села Косино. Это было обусловлено тем, что ещё в 1781 году туда уехала всего лишь одна семья Игната Семёнова Клешнина, за которой потянулись  на новые неосвоенные земли в таёжную глухомань родственники, друзья и просто знакомые.

К сожалению, мне пока не удалось отыскать в архиве перепись 1811 года по Арбажской волости, где есть ссылка на период с 1795 по 1811 годы - тогда можно было бы точно сказать, когда  первые крестьяне-переселенцы приехали на новые земли в будущую Верхопижемскую волость. Пока же приходиться опираться на переписи 1816 и 1834 годов. То есть, мы можем ясно представить картину – какие починки уже существовали к середине 1811 года.

Так, к 1811 году уже существовал починок над верхотиной речки Кугонерки – это впоследствии деревня Волки, а основателями  починка стали переселенцы с Чистопольской округи, из починка Калининского: Емельян Елисеев Калинин с сыном Иваном и двоюродным братом Николаем, а также Федот Кириллов Калинин с сыновьями Ермолаем и Василием. С Емельяном Калининым напрямую связана история села Караванного, так как он решил прибрать к рукам землю и луга у небольшой речки, что находилась в 2-3 км от его починка. Вероятно, в то время речка эта имела крутые берега и имела в том  месте естественное расширение в виде пруда, да и рыбы было в той речке достаточно, чтобы постараться закрепить это место за собой. Место это получило название "При Крутом Бережке Емельяна Калинина прудке"! Согласно местной легенде об основании деревни, Калинины не хотели никого пускать на эти земли, но нашёлся один мужик, не пожелавший считаться  с ними, и поселился он на месте нынешней деревни Селяне, а звали его Степан Иванов Новиков, родом из Сорвижской волости, из починка вновь Омелехинского. Отсюда становитьса понятно, что кто-то из его предков пришёл сюда из Касинской волости, из того первоначального починка Омелехинского, что напрямую свазана с моей родовой историей. В 1721 году мой далёкий предок - Лаврентий Никифоров - прибыл в эту самую деревню Омелехинскую из-под Истобенска и жил в ней четыре года, пока не разработал свой починок Шевнинский  неподалёку. Степану Ивановичу Новикову  пришлось к своему починку прорубать дорогу в густом лесу, вероятно, от починка Крапивинского, где остался жить его старший сын, чтобы не ссорится с Калиниными из-за земли. По той же легенде за упорство и несгибаемую волю прозвали Новикова Караваном, а село, впоследствии, в его честь, Караванным. Но вплоть до революции данный починок в церковных книгах писался как починок Крутоберёжский. Насколько название села и прозвище данного персонажа соотносятся с действительностью? Это уже мы вряд ли узнаем! Теперь точно  известно, что возник починок Крутоберёжский между 1811 и  1816 гг.  и основан был реальным человеком – Степаном Ивановичем Новиковым и было ему на 1816 год 45 лет, следовательно, он был с 1779 года. Вместе с ним поселился Фёдор Яковлев Мамаев из деревни Григорьевской Чистопольской волости. А в 1827 году к ним переехали Савва и Родион Тимофеевы Шестаковы из починка Заболотного над Шембетской верхотиной, что в Сорвижской волости. От этих трёх первых родов и ведёт своё начало деревна Крутоберёжская при селе или просто Селяне.

Вместе с Калиниными  в будущую деревню Волки (долгое врема называемую починком Калининским) приехал Феофан Степанов Втюрин с сыновьями Григорием и Филатом из починка вновь росчистного Верхозуевского – это впоследствии Чистопольские Лаптёнки. Из этой же деревни выехал на новый починок Павел Никитин Втюрин с двоюродным братом Ионой Осиповым. Назван починок был вначале - "по обе стороны речки Питинерки" – это будущаа деревня Суслёнки. Вместе с ним поселился Кондратий Кондратьев Безденежных (приехал из починка при реке Шуле и Арзамакше). Поблизости  от них, при той же речке Питинерке, поселился после 1811 года Осип Филиппов Суслов с тремя сыновьями – Косьмой, Семёном и Кононом. Переехали они из Сорвижской волости, из починка Росляковского. 

К 1811 году уже существовал починок Машкиных, который основал Аника Антонов Машкин с сыном Никитой. К ним подселился позднее Тимофей Никитин Машкин с сыном Назаром. Другой починок  появился после 1811 года, основал его Устин Фаддеев Машкин, переселившийся из Орловского уезда Илганской волости, из починка Городиловского. Вместе с ним приехал его родственник Ермолай Наумов Нелюбин  -  поселились у реки Кугунер на левом берегу. По всей видимости, это и была будущая деревня Машкино. А Устин Машкин запечатлел своё имя в истории Караванщины ещё и тем, что в его честь были названы какие-то пруды в районе будущей деревни Дёмины.

До 1811 года был заселён починок у речки Идоморки – будущая деревня Елганцы, в нём живут пять семей: Тимофей Степанов Исупов с сыновьями - Дмитрием, Григорием, Денисом, Андреем; Анания Иванов Костин с сыновьями – Филиппом, Захаром, Николаем, Зиновием; Митрофан Фаддеев Костин  с сыном Василием; Иван Степанов Кокорин с братом Абросимом; Михей Антонов Ковырзин с сыновьми – Иваном, Фёдором, Иваном, Зиновием, Трофимом. Название деревни появилось, вероятно, от того, что переселенцы были из Илганской волости – отсюда и прозвали их соседи Илганцами, постепенно трансформированное в Елганцы.

Существовал также в 1811 году починок при речке Хмелёвке, впоследствии названный Акулинкины, так как основал его Прохор Андреев Акулинкин с братом Игнатом, а также Спиридон Иванов Акулинкин. Три семьи жили в то же время в починке при речке Ошинере, впоследствии переименованный в Вишкильцы, основали его два брата - Иона Григорьев и Иуда Михайлов Ворожцовы и Спиридон Васильев Бурков, родом из Вишкильской волости. 

Существовал  ещё починок Коченур, впоследствии известный как Бажины – основателами его были две семьи: три брата - Игнатий,  Конон и Харитон  Игнатьевы Бажины. Первый в 1813 году отправлен в рекруты; другая семья была Ипата Иванова Коновалова. Бажины приехали из Орловского уезда Верхошижемской волости, из починка Чернеевского.

Ещё один  починок был основан до 1811 года поблизости от будущего Караванного –  Блины, а назывался он тогда так: "починок между речками Идоморками в самых вилах". Жили в нём 6 семей: Анания Васильев Пешкичев; Абрам Иванов Тюлькин; два брата – Фома и Дмитрий Парамоновы Блиновы. Понятно, кто приехал из них первым. В период между 1811 и 1816 годами к ним присоединились  Ефим Иванов Лузянин – приехал из Илганской волости, из починка Гремецевского; Иван Дмитриев Жаровский из самого села Косино; а также Харлампий Иванов Блинов из Ивкинской волости, из починка Блиновского (вероятно, он приехал к родственникам, наверное к двоюродным братьям).

Раньше, чем Михалёнки, появился по соседству на речке Бобровке, впадавшей в Ошму ниже на два километра, починок Бобровский, в дальнейшем названный Редькино, так как заселились здесь два брата – Трофим и Николай Редькины. Но последнего в 1811 году забрали в рекруты. Невдалеке от них обустроились  пять семей, основав починок Глушковский, впоследствии деревня Коробки. Первыми приехали Степан Федотов Попов с братом Нестером  и  Илья Парамонов Бледных, остальные трое приехали в четырёхлетний промежуток с 1811 по 1816 годы: Никита Фёдоров Толстобров из починка Киевского Молотниковской волости; Миней Петров Дёмин из починка Дёминского Екатериновской волости; Парамон Алексеев Бледных с ещё тремя сыновьями приехал к старшему сыну из починка Кашинского Молотниковской волости.

Между Михалёнками и  будущим Караванным возник после 1811 года починок Ключевский, в будущем – Шоры, а в них поселились: Акинфий Иванов Коркин с братом Абрамом и двоюродным братом Иваном Егоровым Коркиным - переехали из-за реки Пижмы, из починка Григорьевского, расположенного в 2 км от Чистополья. Второй переселенец - Василий Иванов Косолапов - переселился также из Чистопольской округи, из починка при реке Боковой. Третьим был Степан Анкудинов Ворожцов, переселившийся из починка Кузнецовского.

Следующий починок, появившийся  до 1811 года, был починок при речке Хмелёвке, основали его Прохор Андреев и Игнат Андреев Акулинкины с братаном Спиридоном Ивановым Акулинкиным. Понятно, что в будущем починок стал называтьса Акулинкины. С ними поселились Тимофей Севастьянов Талаев и Федот Зотов Корноухов.

До 1811 года  появился и починок у речки Большой Лунгуж – будущие Лаптёнки! Основали его выходцы из Чистопольской волости, из деревни Верхозуевской – Гурьян Игнатов и Осип Никитин Втюрины, позднее к ним переселился из Коробков Григорий Минеев Рогожников. В километре от них выстроил водяную мельницу Тимофей Игнатов Втюрин – старший брат Гурьяна.

Выше по течению реки Лунгуж, примерно в 1809 году, появился починок, названный "В верхотине реки Лунгуж". Основали его Иван Яковлев Кокорин, Василий Харитонов Пестов, Иван Осипов Суслов  и  Василий Степанов Новиков. Так родилась будущая  деревня  Крапивинцы!  Последний поселенец - Новиков - был сыном основатела будущей деревни Селене при  селе Караванном.

На берегу Ошмы, в 3-4 км ниже деревни Редькино, появился около 1811 года починок Ильинский, позднее переименованный в Метельки. Основали его Тарас Тарасов Разумов - выходец из деревни Малюшинской, что на окраине села Чистополья, и Ларион Феоктистов Гагаринов - переселенец из Орловского уезда Илганской волости починка Кокуевского. Ларион был старшим в семье отца Феоктиста Ефимова и был им, видимо, послан на разведку и закрепление на новом месте, а в 1827 году уже отец с другими тремя сыновьами - Мироном, Ильёй и Лаврентием - приехали в починок на  реку Ошму, но почему-то назвали его Ильинским - то ли в честь брата, то ли в честь Ильи Пророка.

Из Подгородной волости, что под Котельничем, приехал Тимофей Мартемьянов Шалагинов с двоюродным братом Павлом Спиридоновым Кротовым, оба они из починка Второго Заболотного. Кажется, что в этом такого особенного? Только первому в 1816 году исполнилось 16 лет и он ещё не был женат, а братану его было и вовсе 4 года. Тем не менее они основали свой починок, названный – "Вновь Ивановский" а позднее переименованный в честь основателя в Шалагины.

Примерно в это же время появляется ещё один починок – Идоморский. Но это не древняя марийская деревня Идумарь, известная вместе с Мари-Кугалками ещё с 1685 года по Межевой Книге черемисским бортным ухожаям, а новый русский починок черносошных, т.е. государственных крестьян, поблизости от той самой деревни. Впослествии он стал известен как Оботнины, потому что первым приехал сюда Пётр Петров Оботнин из Касинской волости починка Оботнинского, следом за ним приехали его земляки, а может быть и родственники, – Филипп Алексеев Жаровских из деревни, что при селе Касинском; Лаврентий Павлов Зубарев из деревни Солоницынской, той же округи; Дмитрий Фирстов Стародубов – из починка Леушинского. Что касается деревни Идумурской (Идомор), на 1816 год в ней жили шесть марийских семей и две русские – Маркел Фомин (по другой ревизии Фокеев) Вершинин и Ларион Алексеев Овчинников. В Кугалках на тот момент проживали 11 марийских семейств. Марийцы тогда не имели фамилий – они появились к концу 19 века.  Все населённые места Караванской округи были показаны на момент переписи 1816 года. 

Мы можем точно найти дату возникновения починков, появившихся между 1816 годом и до 1850 года по переписам 1834 и 1850 годов. Так, в 1817 году из Верхолиповской волости  приехали сразу 5 семей и облюбовали место на левом берегу реки Идоморки. Видимо, все они находились в родстве: Иван и Пётр Анкудиновы Кислицыны из починка Ждановского; Артемий  и Данил Антипины Кислицыны из починка Ивановского; Макар Никитин Лоскутов с сыновьями Иваном и Кононом из починка Зворыгинского. Так появилась деревня Лоскуты. А в 1818 году зародился починок Васины, основанный Василием Гавриловым Русиновым  и четырьмя его сыновьями, выселившимися из Кугунура. Главе семьи было на тот момент 69 лет и был он сыном основатела Кугунура - Гаврила Игнатьева Русинова.

1827 году между Шорами и Волками возникает починок "Второй Ключевский"- впоследствии переименованный в Мильчаки, так как его основателами были трое братьев Мильчаковых – Егор Наумов, Пётр Наумов, Иван Наумов. Приехали они из Орловского уезда Ивкинской волости починка "вновь росчистного Казанского". 

В том же году появился починок Родионовский, прозванный потом Фочёнки, потому что основал его Фока Родионов Макаров с сыном Трофимом, приехавшие из Касинской волости, из починка у речки Нижней. А Родионовским его назвал, наверное, этот самый Фока, в честь отца.

И ещё один починок был построен в непосредственной близости от Караванного – на речке Лаврянке (думаю, что это приток речки Шудумки), а основали его Иван Кириллов Кокоулин с дядей Антипой Федотовым, выехавшие из Шеломовской волости, из починка Винокуровского. Отсюда можно сделать вывод, что это будущая деревня Шудумцы.

Ёщё один починок возник в том же году. В верховьях реки Идоморки поселился сначала Трифон Максимов Лузенин с четырьмя сыновьями – приехали из Верхошижемской волости, из починка Демаковского. Затем, к ним подселились Алексей Ананьев Пешкичев, прибывший из Ивкинской волости, из починка у реки Ирды, и Иван Сидоров Коновалов из починка Барминского Илганской волости. По имени основателя починок впоследствии он стал называться Тришата или Трихины.

В 1834 году возник маленький починок на речке Стапинерке - будущие Егорашки. Его основал Афанасий Галактионов Гребнев с малолетними племянниками Александром и Кононом. Переведены они были из деревни Репинской Куринской волости. Откуда взялось название Егорашки - сказать пока не могу. В том же году из Сорвижской волости, из починка Росляковского, приехал Иов Зиновьев Мамаев с сыновьами Иваном и Василием – поселились у речки Малая Шудумка, так возникла будущая деревня Ивохины.  

А в конце вернёмся к сюжету о церкви в селе Чистополье. Построенная в 1795 году, деревянная церковь прослужила до того момента, когда была выстроена новая каменная церковь. В 1822 году была дана для этого храмозданная грамота №1434, но строительство по какой-то причине задерживалось. В  1828 году была выдана повторная грамота (№5034 от 27 ноября)  на строительство церкви в Чистополье во имя Иоанна Предтечи с двумя приделами - Крестовоздвиженским и Предтеченским. Храм был построен только в 1835 году с тремя престолами – в летнем храме во имя св. Троицы, а в тёплом зимнем – во имя Иоанна Предтечи (освещён в 1840 году) и Воздвижения Честного Креста Господня (освящён в 1841 году). Старая церковь в 1847 году была упразднена, а так как соседи за рекой Пижмой решили выделиться в отдельный приход, то им решили продать старое деревянное здание. В результате, церковь переехала на новое место - в село Верхопижемское (будущее Караванное) после 1850 года. Там её собрали заново, но освятили уже в честь Николая Чудотворца и прослужила она здесь ровно 20 лет, пока в 1870 году не выстроили новое каменное здание, а затем деревянное здание вновь разобрали и продали в очередной раз, в новое село Шембеть, где она прослужила ещё долго. Такова была история церкви-путешественницы. А первыми церковнослужителями  в Верхопижемье были: священник Тимофей Емельянов, дьяк Максим Москвин, пономарь Василий Мотрохин - позже его сменил Михаил Андреевич Осокин. Диакона назначили позднее, им стал Апполоний Буевский. 

Данные о священнослужителях займут много времени и об этом стоит написать отдельное исследование.

Хотел бы предложить всем инициативным потомкам Русиновых отпраздновать в 2016 году 220-летие деревни Матвеевы и 255 лет с появления первых русских жителей на Караванской земле.

 

 

Павел Коркин. E-mail:pavelkorkin@yandex.ru

Hosted by uCoz