Владимир Крупин
Святыня
Раздумья о насущном
— Война, парень ты мой,
война, что сделаешь, война, - повторяет Николай Иванович, ведя
меня за околицу деревни Полунино. - Это ведь представить и то
невозможно, сколь тут полегло.
Мы стоим у края огромного
поля.
— Ржев
видишь? — продолжает Николай Иванович.—Туда — Волга, туда —
Старица. Оттуда Настя моя. А в Торжке педучилище окончила. Я
тоже тверской. Под Зубцовом первый бой принял. Там, где сейчас
плотина. Медаль получил, «3а боевые заслуги». Семнадцати лет
ушел. Сто восемнадцатая стрелковая дивизия. И воевал до Победы.
А с сорок шестого здесь. Еще избушка цела, где Настя
преподавала, там мы и жили. Ученики были ровня с ней по
возрасту, а то и старше. Вот как война отбросила. Был колхоз
имени МЮД, поля в минах, столько людей на них подрывалось. До
сих пор смерть таится, вот только что недавно случаи были. Читал
об этом в «Огоньке»? Настя всегда с учениками проводила беседы —
ходить только по дороге. Приехали в Полунино - одни ямы от бомб,
деревья горелые да остатки печей..
Стали обживаться. Блиндажи
разбирали и ставили избы. Первые березы на могиле сажала Настя с
учениками в сорок восьмом году, скоро и березам сорок лет. И на
пенсию вышла, и я пенсионер. Можно бы уехать, да уж куда мы
теперь от этой могилы?
— Николай Иванович,— прошу
я,— давайте вернемся, мне надо текст с могильной плиты списать.—
Я прошу еще и потому, что у памятника мы оставили моего друга. В
могиле его отец. Другу надо было побыть одному.
Мы целый день добирались из
Москвы до Ржева, потом из Ржева до Полунина и много о чем
говорили! Друг с тоской признался, что не знает, как воспитывать
сына, потому что сам рос без отца. «А был сын на могиле
дедушки?» — «Да». – «Ты ему рассказывал про бои под Ржевом?» -
«Еще бы. Он и сам чуть что прочтет или по телевизору услышит,
сразу: «Пап, правда, будто Гитлер говорил, что потеря Ржева
равна потере половины Берлина, что против наших были отборные
эсэсовские части?» А поехал сюда в этот раз один - у него школа.
Спрашиваю, что дедушке передать. Говорит: «Ты через Москву
поедешь, купи кроссовки». И нарисовал фломастерами, какие
брать…»
— Вот строит же совхоз
двухквартирные коттеджи, ведь можно одну половину какого-то
выделить для музея, раз уж так со школой получилось,— говорит
Николай Иванович, остановившись у могильной плиты. Она завалена
горой цветов. Мы временно освобождаем от них надпись.
Я
начинаю списывать:
«Здесь похоронены солдаты,
сержанты и офицеры 5-й, 10-й, 16-й, 20-й, 24-й, 32-й, 37-й,
43-й...»
— Давай, буду диктовать, ты
быстрей запишешь,— предлагает Николай Иванович.—Записывай
дальше: 52-й, 78-й, 107-й, 111-й, 143-й, 178-й, 182-й, 183-й,
210-й...
Страницы блокнотной не
хватило, чтобы только номера дивизий и бригад переписать.
— Теперь, парень ты мой,—
заканчивает диктовку Николай Иванович,— давай проверим,
правильно ли записал. Точность нужна: тут десять тысяч бойцов и
командиров один к одному лежат,
— Нет, больше. Уже давно
больше,— сказала Анастасия Михайловна, когда мы, иззябшись на
ветру, пили чай вместе с нею и Николаем Ивановичем.—
Отогреетесь — сходим, покажу...
Мы замолкаем. Я уже знаю, что
материалы, стенды, альбомы крохотного музея, сделанного А. М.
Калошиной, учительницей здешней начальной школы, сейчас вынесены
из школы и музейчик прекратил свое существование. И это еще одна
из причин, почему я здесь. Давно собираю материалы о своих
земляках-вятичах, и когда речь заходила об Отечественной войне,
о не вернувшихся с нее, то очень часто назывались именно эти
места. А друг мой каждый год ездит на могилу к отцу. Он и
рассказал об Анастасии Михайловае, о ее беде.
— Кому-то музей помешал,—
говорит она.— А ведь кто бы ни приехал, знают—не в сельсовет, не
в правление надо идти, а в школу: здесь и списки, здесь мы и
рассказывали о боях. А на девятое мая готовили композицию.
Всегда читали Твардовского «Я убит подо Ржевом». Редко кто
крепится, все плакали. Потом идем в школу, смотрим фотографии,
альбомы, стенды. Потом кто что привез, общий стол, поминки. Мне
уже многие десятки людей родными стали. К сорокалетию Победы
ограду сделали, мост через Холынку... А сколько историй
накопилось! Сижу раз одна. Коля зa
дровами уехал, а двадцать километров, за день не обернешься,
стучат. Дождь был, темно, вот как сегодня, открываю: человек
весь мокрый: «Здравствуйте, я из братской могилы...» Оказалось,
на него была похоронка и в списках здесь значился, а остался
жив. Куранчев Николай Григорьевич, пулеметчик.
— Знаю, знаю,— подтверждает
друг.— Они еще в Образцове друг друга знали — Куранчев и одна
женщина. Она тогда, в войну, девчонкой была, сиротой, вот
солдаты ее и подкармливали. Куранчев нашел место, где
пулеметное гнездо его было, стал копать и выкопал круг и
пулеметную ленту.
— А как по братикам
убивался,— вздыхает Анастасия Михайловна, — по своим
пулеметчикам. Все приезжал,- а последнее время не был. Уж не
случилось ли чего?
Квартирка Калошиных —
пристройка к школе. В школе два класса. В классах примерно по
десятку парт — некомплектная школа. Чисто, тепло. Знакомые с
детства круглые печи-голландки, горячие на ощупь. Николай
Иванович видит, что я коснулся печи:
— Кто истопник, спроси. Я
истопник. В четыре часа утра топил, до сих пор жар держат. Не
дадим, парень ты мой, деточкам замерзнуть.
Кое-что хранится в шкафу
одного класса. Это реликвия: гильзы, медальоны, пластмассовые
пенальчики, значки, ремни. Тут же подарки музею.
- Сижу у телевизора, погоду
передают, называют край, область, город, я сразу вспоминаю: есть
оттуда.
И вот эти тетради. Четыре. В
тяжелых красных корках. Анастасия Михайловна кладет их на стол.
Типографским способом по алфавиту бесконечные списки фамилий.
— А первые списки были в
сельсовете, написаны от руки. Три огромные книги, — вспоминает
друг.— Я когда доискался, что отец похоронен здесь, приехал в
сельсовет. И вот не забыть — девушка листает, листает, прямо
вечностью показалось, там же не все по алфавиту было, там же из
разных могил свозили в пятьдесят третьем в одну... |
|
— Да, свозили. И то: все поля
в могилах и минах, и сил ухаживать за каждой могилой не было.
Которые были ближе к Залькову, тех туда свезли, там пятьсот
человек, списки тоже составлены,— объясняет Николай Иванович.
— И вот,— продолжает друг,—
она листает, я жду, страшно было. И страшно найти, а не найти,
может, еще страшней. Нашла, показывает: «Да, да, вот запись:
смотрите, все сходится. Я смотрю, ничего не вижу, строчка
дрожит, плывет. Потом, Анастасия Михайловна, помните, с вами
встретились?
— Как не помню. Я гляжу,
кто-то новенький у моих березок, а дело к ночи. И подошла, и
ночевать увела. А еще что покажу... Вот снимки, недавно
захоронили останки семерых, мелиораторы нашли. Видите, люди на
этот холмик цветы кладут.
— А когда музей прикрыли?
— Четырнадцатого октября
прошлого года. Говорят: тебе, Михайловна, легче будет. А мне не
легче, мне стыдней. Ездила нынче в Старицкий район, в селе
Покровском могила бурьяном зарастает, там пятьсот солдат
захоронено.
Анастасия Михайловна достает
из шкафа альбомы.
В них фотографии
тех, кого разыскали родственники.
— Пономаревы из Торжка.
Братья-близнецы, похожи, правда? Авенира убило, Валерий подошел
к нему прощаться, и тут шальная пуля его скосила. Так,
замертво, на брата упал. Мать все приезжала, умерла она в
прошлом году. Токарев Дмитрий Степанович, механизатор, в войну
танкистом был. Он из села Черепаново Кировской области, погиб у
деревни Лазарево. Танкист Серемин Григорий Васильевич, десять
раз водил танк на Полунино. А вот наша Аня...
Девичье лицо необычайной
красоты открылось взгляду. Такая душевная чистота в глазах.
Сердце сжалось: совсем девочка.
— Анечка наша Карабанова. Она
из боя под Галаховом вынесла сто пятьдесят раненых...
Как же так, думаю, такая
красота и убита?..
— Идемте на веранду,— зовет
Анастасия Михайловна.
Но уже надо зажигать свет:
осенью рано темнеет. На веранде холодно, сквозь одинарные рамы
дует. Сюда после закрытия комнаты Славы, как называли экспозицию
в классе, вынесены стенды и крупные экспонаты. И снова лица,
лица. Анастасия Михайловна показывает стенд «Достойны славы
отцов». Вверху—фотографии убитых лейтенанта Иванченкова и
рядового Гребнева. А внизу — их сыновья, космонавт Александр
Иванченков и поэт Анатолий Гребнев.
— Саша приехал к нам,
когда еще был студентом. В дождь, ботиночки легкие, гляжу издали
— плачет, убивается. Домой привела, обсушили. Обратно идти
Николай Иванович старенький плащ отдал. Потом всегда приезжал, а
когда в космос да раз, да другой слетал, в славу вошел, думала,
перестанет приезжать — некогда. Зря плохо думала, каждый год
приезжает. Дочку с собой привозит.
И Толя мне, как родной, давно
ездит. Его проникновенные стихи об отце в книге про Ржев
помещены. «Я снова сорвусь и поеду, гонимый сыновней тоской, по
старому горькому следу в деревню за Волгой-рекой».
Уходим с веранды. В доме
Николай Иванович заварил чай. Я обжигаюсь, пью чай, но все не
проходит дрожь.
Что это такое? Кому помешал
крохотный школьный музей? Почему то и дело приходится
доказывать, что отношение к прошлому определяет нравственность
настоящего? За день до поездки сюда был я на московском заводе
Динамо у могилы героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби. Да
попробуй еще попади на этот завод. Просто теряешься, как будто
те, кто тормозит реставрацию памятника, умирать не собираются.
Цех был — вывели цех, но тут же новый построили, компрессорный.
Теперь рядом с памятником-часовней собираются ставить еще один.
А рядом Симонов монастырь, куда должен проход от захоронения
пройти, там все гаражами залеплено...
И ведь кабы не умели делать.
Та же битва Куликовская. На моих глазах из праха, из руин встала
церковь Рождества Богородицы у впадения Непрядвы в Дон. Дело
ведь не в культовом памятнике. Именно там захоронения павших в
Куликовской битве. Но опять же — не отмечены их границы. Куда
прийти, где цветы положить?
К 600-летию Куликовской битвы
скульптор Клыков сделал ворота. Причем ему их и заказывали, и
ворота получились прекрасные, двухстворчатые, литые,
символические: единение воина и крестьянина, образы матерей и
жен. Установить их хотели на улице Степана Разина, именно по ней
от Спасских ворот Кремля шло войско на битву. Юбилей в 1980-м
году прошел, сейчас 1986-й, где ворота? А разве не чудовищно
звучат заверения авторов проекта Ржевского водохранилища о том,
что оно зальет солдатские захоронения лишь частично. Речь идет о
спасителях Отечества, как можно посягнуть даже на единственный
холмик под солдатской звездой?
Вот такой внутренний монолог
произнес я тогда за чашкой чая. Вслух не решился: зачем же душу
добрым, хорошим людям бередить, ведь они-то верны памяти,
честно, как могут, служат ей? А потом, как ни отговаривал
Николай Иванович, пошел в поле, где сложили головы
соотечественники.
И снова нахлынули мысли о
наших долгах перед павшими за нас, и вообще о памяти. Ведь
ничего же не будет без памяти. Счастья без нее не будет, совести
не будет. Молочные реки потекут, а если сын, если дочь, если
внуки забудут о прошлом, зачем эти реки? Ну не всё же так плохо.
Вон и Анастасия Михайловна говорит, что уже не только внуки
убитых, нынче и правнуки приезжали. Но почему так тяжело порой
доказывать ведомственным людям, что нет ничего важнее памяти,
что, побывав у такой братской могилы или в школьном музее, тот
же план люди с совестью будут делать, не за деньги, а за совесть
и на совесть?
Задумаемся: почему такой
живой отклик получило предложение учредить День памяти, почему в
многочисленных письмах читатели поддерживают это предложение.
Я шел быстро, запинался за
комья земли. Шел, взглядывая то на небо, то на красноватое
зарево Ржева, поворачивался к слабому свечению заката,
вглядывался в темный восток, откуда завтра, может быть, взойдет
солнце. Вспомнил Николая Ивановича, его предупреждение о не
разорвавшихся минах и снарядах. И как-то обреченно подумал: а
вдруг взорвусь? И отогнал дурацкую мысль. Нет, нельзя, нельзя
так думать. Нет Ани Карабановой, некому вынести, некому спасти,
надо жить.
Надо жить!
«Правда», 30 ноября
1986 года
|