На главную

Последнее обновление 19 октября 2015 г.

 

На карте   Ошма         Округа        Вятский край      Вятка в интернете


 Озеряне

Автор приводимых ниже заметок о деревне Озеряне - Галина Мильчакова.

Живет в Костроме. Учитель. Вот строчки из писем Галины Мильчаковой:

"... Мои родственники жили не только в деревне Мильчаки, но и в деревне Озеряне, о которой вы сообщаете. У меня даже есть старое фото нескольких последних жителей этой деревни. Кроме того, у меня есть некоторые сведения ещё об одной деревне. В противоположной стороне от кладбищ (на старом есть мои родственники) и дороги на деревню Машкино была грунтовая дорога к деревне Парфёново (7 км). Дорога проходила рядом с несколькими деревнями (помню лишь Блины). Д. Парфёново располагалась на крутом берегу реки Ошма. В детстве мы приезжали в эту деревню летом к родным...Вообще раньше нашу семью в Караванном очень хорошо знали. Я была удивлена, когда среди учащихся Караванской средней школы не встретила ни одного своего однофамильца. Ещё в 70- е их было немало."

 

"… С большим удовольствием изучила материалы на Вашем сайте. Обязательно порекомендую своим родным в Туже. Всё, что смогу собрать по истории деревень, перешлю Вам. Я работаю в школе учителем истории и изо. Очень часто сталкиваюсь с отсутствием краеведческого материала, хотя нередко события, происходившие в глубинке, оказывали большое влияние на судьбу страны. Каждый человек, как дерево, должен иметь свои корни. Без них не устоять на земле. Извините за высокие слова, но так и получается, когда исчезает само понятие семьи среди молодёжи."

"… Насчёт мельницы (мельницы в д. Мильчаки. - П. К.) ничего не знаю, т. к. я видела эту деревню уже в 1976 году издалека (там практически ничего не было). А вот прадед мой - Игнатий Леонтиевич и его сын, а мой дед - Павел Игнатьевич действительно родом из этой деревни. В Туже живёт мой брат - Анатолий. Естественно, что все Мильчаковы."

 

 

Галина Мильчакова

 

ОЗЕРЯНЕ

 

Окружённая лесами и озёрами со всех сторон, в 3 – 4 километрах от реки Пижмы расположилась небольшая деревенька Озеряне. Вероятно, название своё деревня получила именно от большого количества озёр с удивительно чистой и прозрачной водой. А может быть так, с добротой, с какой–то нежностью называли жителей деревни. Сами деревенские по-разному называли деревню: то с ударением на второй слог, то на третий. Кто знает, сколько лет было деревне? Наверное, судя по строениям, никак не меньше полутора сотен. Возможно, что и больше...

 

В семидесятых годах 20 века попасть в эту деревню из посёлка Тужа можно было через деревню Машкино (не пойму, почему на карте 20 века деревня отмечена под названием Машкины - на слуху было только Машкино), пройти по лесной дороге три километра, выйти в поле, затем по деревне Опойки (кто только такое название придумал!), а через километр пути открывается и сама деревня Озеряне. Можно конечно и на машине. Только очень ненадёжно. Небольшой дождик и - жди, когда просохнет. Не выедешь. Знаю по собственному опыту. Однажды нас с отцом летний дождь застал в пути. Решили не возвращаться. Застряли в километре от деревни, на поле. Машина полностью легла на грунт. Что там было делать на «Жигулях» первой модели (других тогда не было), если грузовики не всегда проходили.

Был ещё один путь в деревню, которым мы чаще всего пользовались, отправляясь летом навестить свою бабушку по материнской линии - Шишмакову Екатерину Кузьмовну (в девичестве Одегова). Сначала на автобусе по старому Екатерининскому тракту в сторону Котельнича до деревни Крутик. За деревней - влево, а там  лесная тропинка. Наверное, по лесной тропинке, посыпанной еловыми и сосновыми иголками, идти было интереснее, чем по разбитой  глубокими колеями дороге. Да ещё, если вокруг вековые ели и сосны, а под ними - то кустики черники, то – небольшие полянки с зарослями малины. Только обеспокоенные птицы перекликаются.  Вот так, не спеша, доберёшься до Изиповки, пересечёшь деревню и выходишь к переезду через реку Пижму. Река – метров 50 ширины, но мелкая, по колено воды. Другое дело, если в половодье или после продолжительных летних ливней  разольётся. Только на лодке перебраться можно – глубина больше двух метров. Ещё километра два пути по лесу, и вот они – Озеряне.

Сама деревня растянулась с юга на север. Две части деревни соединяла небольшая низина слева с огороженным жердями пастбищем для телят, а справа – пустырь. В то время в деревне было 15 – 20 домов, с живущими в них в основном старыми бабушками. В деревне жители почти все носили фамилию Одеговы. Было 4 – 5 семей с детьми школьного возраста. Дети учились в Машкино, где ещё действовала восьмилетняя школа. Их родители работали на колхозной ферме тут же в деревне.

Жили в деревне и две бывшие монашки, поселившиеся здесь после закрытия какого–то монастыря. В одной из комнат их небольшого домика была устроена молельня, где иногда крестили внуков местные бабушки. Помню, что вся комната (приблизительно около 6 кв. м) была увешана старинными иконами.

Обстановка в избах была простая и незамысловатая. Из мебели чаще всего скамьи вдоль стен, кровати металлические с шишечками на спинке и горой подушек, стол, буфет, да несколько икон в красном углу. Почётное место в избе занимала печь, на которой могли спокойно расположиться несколько человек. Во многих домах сохранились полати (дощаные настилы под потолком). Забраться туда можно было только с печки. Никаких ковров, только домотканые половички (бабушка моя сама ткала их на ткацком стане из старых вещей, разрезанных и скрученных на полоски, и ниток).

Ничего лишнего в таких избах не было. Всё, что было, служило верой и правдой не одному поколению, сделано было добротно и надолго (сейчас бы сказали – минимализм, а ведь даже пыли было меньше). В домах, где жили семьи помоложе, вместо скамеек – стулья, вместо кроватей – диваны.

Жизнь в деревне текла спокойно, размеренно и только летом деревня оживала.

Приезжали дети, внуки. Помогали на огороде, по дому. В свободное время молодёжь собиралась вместе и отправлялась на целый день к реке Пижме. Возвращались только к вечеру. Клуба в деревне не было. Собирались в сторожке у фермы с фонарём, т.к. электричества в сторожке не было. Моя бабушка давала нам патефон с пластинками, и мы устраивали танцы (совершенно не беспокоило то, что музыка не с магнитофона или проигрывателя). Из всех записей помню «Ямайку» и «Чёрного кота». В перерывах между танцами играли в «Булавочку». Все рассаживались на лавке, кто–то прятал булавку между сложенных ладоней. Все остальные так же складывали ладони, положив руки перед собой на коленях. Выбранный водящий должен был отгадать, у кого в ладонях булавка. Если отгадывал, пара выходила за двери. Выбирался другой водящий, пряталась булавка. После того, как водящий отгадывал, новая пара выходила за двери, а старая возвращалась. Вот так, наверно, развлекалась молодёжь и двадцать, и тридцать и более лет назад.

Иногда все вместе ходили в клуб деревни Машкино на танцы. Возвращались поздно ночью, будоража тишину деревни песнями и просто дикими выкриками.

Деревня перестала существовать где–то в конце семидесятых, начале восьмидесятых. Кто–то уехал к детям в города, кто–то в деревню Машкино. Моя бабушка Екатерина Кузьмовна переехала в 1978 году к сыну. Дома в деревне стоили очень дёшево, их чаще всего покупали только на дрова.

Исчезла не только сама деревня, ушли традиции деревни, её душа, которой, к сожалению, так не хватает современным деревням.

 

На фото вверху:

Одни из последних жителей деревни (слева направо: вторая – Шишмакова (Одегова) Екатерина Кузьмовна, четвёртая – Маня)

На фото внизу (слева направо):

Одегова Анна Артемьевна, Шишмаков Анатолий Васильевич, Шишмакова Екатерина Кузьмовна; фотография сделана в 60 - х гг 20 века. 

Для просмотра фото в большом размере кликнуть по мини-фото.

 

Из письма Ирины Мустафиной

(10 октября 2015 г.)

 

Здравствуйте уважаемый Павел! Извините не увидела нигде Вашего отчества. Меня зовут Ирина. Вчера получила из Кировского архива ответ на запрос о моем деде Илье Ивановиче Одегове (место рождения Одегошиловский починок). Спасибо Вам и Вашему сайту - узнала новое название деревни Озеряне -  к сожалению со статусом "развалины". Увидела опять же на Вашем сайте и ту Николаевскую церковь в бывшем Верхопижемье, ныне Караванное, в которой был крещен 20 июля 1904 года мой дед Илия. Узнала имя моей прабабушки Акилина Яковлевна и прадедушки Иван Иванович Одегов и что у него был брат Павел. Благодаря Вам и Вашему сайту узнала историю возникновения многих починков в 19 веке.  Но конечно хотелось бы узнать именно про Одегошиловский, ну хоть что-нибудь! И может подскажете, где раздобыть сведения о моих дедах и бабушке?  Сколько они прожили. (какие они были люди наверное уже никто не расскажет) и где захоронены, известны ли другие родственники. Мне 57 лет, еще жива моя мама - дочь Ильи Ивановича, бывшая кировчанка, сейчас живет в Свердловской области, я рада, что она тоже смогла прикоснуться к истории своего рода. Мама потеряла отца в 1937 году, когда ей и года не было, но фотографии его бабушка сохранила. Огромное   спасибо за Ваш замечательный сайт!

С уважением Ирина Мустафина.

 

 

© Павел Коркин. E-mail:pavelkorkin@yandex.ru