Контуры Вятки
Историко-культурологическое эссе
Автор - Андрей
Сергеевич Зорин. председатель Совета НП "РАСО-Вятка" -
Представительства Российской ассоциации по связям с общественностью
(РАСО) в Кировской области.
Текст по сайту:
www.vstrana.ru
Рассказ о Вятке
принято начинать словами Николая Костомарова «Нет ничего в русской
истории темнее судьбы Вятки и земли её». Не будем менять традицию,
только обговорим сразу понимание, через которое автор пытался
прорваться, создавая эту записку: СУДЬБА – это не столько прошлое,
это еще и будущее, это то, ради чего предназначена Вятка и её земля.
При этом под Вятской землей мы будем понимать территорию, в свое
время весьма логично объеденную Вятской губернией, иногда называемую
Вятским краем и даже Вятской землей.
Представляется
нам, не вдаваясь в споры историков, что Вятская земля в
доисторические времена имела, видимо, какое-то отношение к
легендарно-мифической Гиперборее (1), возможно, была ее окраиной. В
старорусских землях восприятие Вятки до сих пор осталось как край
земли (2), окраина, «где-то за полярным кругом», за Уралом. Но
именно через верховья Камы и Вятки уходили племена и народы из
Гипербореи в другие земли, оставляя за собой названия мест, речушек,
лесов. Современная топонимика спорит о происхождении многих названий
на Вятке, особенно когда в них явные корни санскрита, тюркских или
романо-германских языков. Видимо, Вятка-это земля, через которую шли
(3). Шли на Урал и в Сибирь, двигались к Волге и далее везде – в
Азию, на Восток, Кавказ.
Земля, через
которую шли. Земля, через которую «идут» и сейчас – самое большое в
России количество соседей, даже в виде Субъектов Федерации. Земля,
через которую в ХХ веке миллионами «шли» на стройки века, в Гулаги,
на Урал, Сибирь, Дальний Восток. Не кажется ли странным, что
Транссиб пролег через Вятку, когда есть более прямые пути? Такое
место – это и есть первый контур, первый штрих в судьбе Вятской
земли. Второй связан с ним непосредственно – судьба отмерила Вятке
гигантские территории, поражающие воображение любого иностранца. При
этом, подчеркну, географически Вятская земля– это Европа.
Представляется
нам, что Вятка – это земля людей леса: чудь, коми-зыряне,
коми-пермяки, вотяки и т.д. и т.п. Всех племен уже никто и не
вспомнит, но осколков легенд, а особенно обрядов и необъяснимых
семейных укладов, сохранилось достаточно, которые, правда, уходят
навсегда, неизученные и непонятые. Отсюда и совсем неяркие,
неказистые дома, часто обращенные к лесам и даже болотам,
сумасшедшая, необъяснимая страсть к охотам, рыбалкам, просто
прогулкам в лесах и перелесках, ягодам и грибам, травам, отсутствие
даже у современных городских детей страха пред лесом (4).
Вятская земля –
Земля Леса, среда обитания и жизни вятчан, настоящая кладовая, при
чем воспринимается она ими как неисчерпаемая и восполняемая. Как
только появится контур Земли Леса, а не территории, где растет много
деревьев, так раскроется и вторая линия судьбы, судьбы уникальной и
неповторимой, действительно неисчерпаемой.
Представляется
нам, что еще одна судьба Вятки, как ни странно, отражена в поговорке
«всему богатству матка». Только понимание богатства у вятских
другое: здесь трудный хлеб, здесь много усилий идет на выживание в
холодные зимы, но здесь всего достаточно, что бы жить большой семье
и всех в ней накормить, одеть и обуть. Статистика прошлого века
неумолима – из Вятки всегда вывозили огромное количество
продовольствия. Здесь не было голодомора (5), а нищенство было
образом жизни. Помогала этому и еще одна особенность – крестьянский
уклад, общинный (6). Он очень логично воплотился в уникальном опыте
земства и потом даже в колхозах. Понятным тогда становиться
появление именно на Вятке и первого в России городского банка,
выстроенного на принципах «общинной кассы» (7). В практике мы часто
сталкиваемся с вятским пониманием богатства, как разумно
достаточного в противовес «денег мало не бывает», «деньги должны
приносить деньги» (8) и т.д.
Вятская земля –
Земля Разумного Богатства - Достаточного. Как только этот контур
проявится более отчетливо в экономической и политической культуре, в
системах образования и воспитания, сама среда бизнеса, делания дела,
станет более прозрачной и понятной и сможет сделать семьи вятчан
обеспеченными. Только в след за этим возникнет конфликт с
макроэкономическими процессами, с той экономической гонкой в никуда,
которой увлеклась Россия за последние годы.
Представляется
нам, что ни в коем случае нельзя обойти еще одну линию судьбы Вятки
- долгое время она была и «маткой народа». На землях Вятской
губернии действительно «плодились и размножались», поставляя
«народонаселение» во все мыслимые и немыслимые земли – целые города
и улицы на Урале, в Сибири, на Северах сложились из вятских. Многие
еще помнят, откуда они и приезжают ставить поминальные кресты на
пепелищах свих деревень и сел. Эта Родовая линия судьбы (в смыслах и
рождений и Родов) напрямую связана с тем, что Вятка принадлежит к
крестьянской цивилизации. Со всей её ментальностью и укладами.
Именно для нее органично и естественно продолжение Родов, тем более
при условиях достаточности земли и пищи - все другие типы
цивилизаций ограничивают рождаемость, устанавливая табу или
специальные условия. Трагедия ХХ века, связанная с Красным проектом,
неистово уничтожала крестьянскую цивилизацию, вырубив, утащив, споив
гигантское количество населения в коллективизациях, войнах,
урбанизации, индустриализации и других бедах. Но осколки
крестьянской цивилизации живы и по настоящее время практически в
каждой семье (9), во внутренней культуре любой организации, от
местного правительства до минимагазинчика, пусть как осколки,
необъяснимые рудименты, но их можно разглядеть на каждом шагу, в
каждом действии или бездействии вятских.
Вятская земля
вновь может вернуться к своей судьбе как Родоначальницы, следовать
ей, сохраняя, выпестывая, культивируя крестьянские нормы и ценности:
земли по-прежнему более чем достаточно, она вместе с Лесом в
состоянии прокормить миллионы и миллионы людей, ее надо просто
отдавать людям под дома и усадьбы, отдавать всем, кто готов ее
взять, чтобы жить на ней – без ограничений по расе, вере и нации.
Все остальное нарастает само.
Представляется
нам, что крестьянская цивилизация Вятки обеспечила еще одну сторону
ее контура: большое количество народа, которого завсегда прибывало,
обесценило саму жизнь человека. Она ничего не стоила и не стоит, не
ценилась и не ценится. Бесшабашное и бессмысленное геройство
проявлялось во всей истории вятских – в походах на Золотую Орду,
массовым исходом с Ермаком на завоевание Сибири, более 250 героев
Советского Союза за годы Великой Отечественной войны и т.д.
Стремление к «подвигам», авралам, практически сознательный (скорее
бессознательный) отказ от систематического, планового и
поступательного движения в пользу лозунга «Давай! Давай!»
наблюдается постоянно во многих проявлениях. Как и еще одна сторона:
вятские - люди вольные. Здесь вечевая республика просуществовала
вплоть до падения перед Москвой в 1489 году, Вятка не знала
крепостничества. Вольность устройства собственной жизни отразилась и
в знаменитой на всю Россию поговорке про «свои порядки».
Может в этом
скрыт еще один СМЫСЛ Вятки? Наверное, его можно поставить на службу:
дать вятским смысл их жизни, и появится энергия действия, «героика
буден», подвиг служения Великой Цели, дать вольно распоряжаться
своей жизнью и своей территорией, лелеять и поддерживать именно
отличия, уникальности, то, что сейчас называют «неформат».
Уникальным для
Вятки, в отличие от других старорусских земель, является сильнейшее
влияние дохристианских культур – не случайно Вятка считается в
округе землей языческой (10), наполненной священными рощами,
полянами, курганами, даже озерами – сюда приходят и соседние народы
поклоняться своим богам. Сила язычества на Вятке признавалась
православной церковью – отсюда большая роль отводилась миссионерству
и строительству храмов за казенный счет, а не приходами. Один из
православных священников как-то рассказывал после путешествия по
области, что практически в каждой деревне встречал колдунью или
ведьму, а многие женщины, не отдавая себе отчета, используют
приговоры и заговоры также обыденно и просто, как приготовление
обеда. Знаменитая «цивилизованная» целительница и кандидат наук Г.
Ануфриева в своей книге по традиционной медицине приводит заговоры
наряду с другими способами лечения, поясняя, что сама их использует,
но никакого разумного объяснения не видит. По мнению приезжих,
родительские субботы и другие праздники поминовения похожи в Вятке
на массовый «исход» - чего же в этом больше: языческого или
христианского? (11). ТАКОГО нет ни на одной территории!!! Как эту
линию судьбы понять и приспособить для ее будущего? Банально
поставить на службу туристическим центрам? Оставить в распоряжении
Церкви?
Или все же
перевести в понимание органичной и полнокровной жизни на Вятской
земле человека в миру с собой, природой, землей и лесом. Если это
наложить на территории и крестьянское устройство – вновь получается
уникальная организация вятской жизни, готовности и способности
принять здесь тех, кто разделит именно такую судьбу.
Представляется
нам возможным говорить в связи с этим еще об одном контуре Вятки –
чудесной, чудной, необычной.
Осталось это в
характере и ментальности вятских от чуди или имеет другие корни, но
количество «чудных людей» в Вятке заметно во все времена. Знаменитые
деревянные часы Бронникова, Шамшуренков с его снарядом по подъему
Царь-колокола и самобеглой коляской, идеями каналов и «подземной
колесной дороги». Тогда вполне закономерно, что Вятка пригрела на
время и Циолковского, придумывающего межпланетные путешествия.
Весьма органичен тогда и титул «родины русской романтики» - именно
здесь появился Александр Гриневский. И эти чудачества не переводятся
– до сих пор создаются на Вятке летальные аппараты, вечные
двигатели, пишут стихи в канализационных люках, конюхи рассуждают о
проблемах современной философии и пр. странные и необъяснимые
события и открытия, странные люди. Это проявилось даже через
превращение трагического - избиения устюжан на Раздерихинском овраге
- в праздник свистуньи! Но в результате он закрепил такой символ
Вятки как Дымковскую игрушку, которая, по сути, игрушкой-то не была
- языческий свисток. У других народов символы весьма практичные –
платки, подносы, ковши, вятские же придумали что-то нелепое и
абсолютно непригодное, но по красоте и эмоциональной силе
действительно необъяснимо чудесное.
Вот и еще один
контур Вятке прорисовался – жизни, полной чудес и чудачеств. Опять
же поддерживая, лелея и оберегая все эти странные и непонятные
явления и события с разных сторон и разными, грубыми словами
называя, системами, структурами и институтами проявится и эта
сторона Вятки. Но, чтобы воплотить свою Судьбу, Вятка должна
появиться на карте. Даже само это слово способно вытянуть за собой
все остальные контуры Вятки.
E-mail автора
для Ваших отзывов:
andrew_zorin@mail.ru
1. Есть и другие
предположения по прошлому данных земель на заре становления
человечества, не менее полумифические.
2. Вот Вам и
Кай, и кайские леса, и кайские болота, которые, как ни странно, есть
в исторической памяти старорусских земель. И как место ссылки тоже
поэтому – на край земли отправляли.
3. Стремление
«идти» сохранилось надолго – отхожий помысел (зимой - на заработки в
города) просуществовал до начала второй мировой войны.
4. Проверьте у
людей степи или воды, европейских ребятишек.
5. Голод
послевоенный, в конце 40-ых годов ХХ века имел другую причину – все
отбирали, но мора не было!!!
6. К теме
крестьянской цивилизации мы еще вернемся.
7. Не могу не
удержаться, чтобы не заметить – видимо, сила, заложенных в банк идей
и принципов, как и воля его отца-основателя была такова, что один
банк определил всю судьбу предпринимательства и экономики
Слободского.
8. Более
понятным становиться привычка создавать клады, откладывать в доме,
ведь вроде бы Вятка – одна из немногих земель, на которую иноземцы
не нападали, другая сторона создания кладов – языческие традиции и
обряды.
9. Отсюда,
кстати, заметное чужому человеку сочетание несовместимого -
наивности и доверчивости при стремлении схитрить, держать «фигу в
кармане».
10. Не рискну
проводить грань между ведическими и языческими традициями, слишком
она мне кажется тонкой.
11. Позволю себе
утверждение, что крестные ходы в Вятке, в том числе на Великую – это
придание нового смысла дохристианским обрядам, отсюда не случайна и
борьба священников с проявлениями языческих поклонений во время
Великорецкого хода (пролезание под корнями древней сосны, обнимание
деревьев, повязывание на них ленточек и пр.)
|