На главную

Последнее обновление 02 января 2024 г.

 

На карте       Ошма         Округа        Вятский край       Вятка в интернете

 

Вятская сторона (2-я страница)

<<< Смотреть 1-ю страницу

 

Вятские - мужики хватские. Семеро одного не боятся,

а один на один - все котомки отдадим!

 

Видеосюжеты о  вятской стороне.

 

На видео ниже - "Воскресенская ярмарка. Хоровод дружбы" в Туже (Две из трех частей видео. Все части смотрите на youtube).

А также сюжеты:

Деревня, которой нет >>>

Убитые деревни России >>>

Вятское землячество - Россия >>>

 

 

 

 

Контуры Вятки

 

Историко-культурологическое эссе

 

Автор - Андрей Сергеевич Зорин. председатель Совета НП "РАСО-Вятка" - Представительства Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в Кировской области.

 Текст по сайту: www.vstrana.ru

 

Рассказ о Вятке принято начинать словами Николая Костомарова «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её». Не будем менять традицию, только обговорим сразу понимание, через которое автор пытался прорваться, создавая эту записку: СУДЬБА – это не столько прошлое, это еще и будущее, это то, ради чего предназначена Вятка и её земля. При этом под Вятской землей мы будем понимать территорию, в свое время весьма логично объеденную Вятской губернией, иногда называемую Вятским краем и даже Вятской землей.

Представляется нам, не вдаваясь в споры историков, что Вятская земля в доисторические времена имела, видимо, какое-то отношение к легендарно-мифической Гиперборее (1), возможно, была ее окраиной. В старорусских землях восприятие Вятки до сих пор осталось как край земли (2), окраина, «где-то за полярным кругом», за Уралом. Но именно через верховья Камы и Вятки уходили племена и народы из Гипербореи в другие земли, оставляя за собой названия мест, речушек, лесов. Современная топонимика спорит о происхождении многих названий на Вятке, особенно когда в них явные корни санскрита, тюркских или романо-германских языков. Видимо, Вятка-это земля, через которую шли (3). Шли на Урал и в Сибирь, двигались к Волге и далее везде – в Азию, на Восток, Кавказ.

Земля, через которую шли. Земля, через которую «идут» и сейчас – самое большое в России количество соседей, даже в виде Субъектов Федерации. Земля, через которую в ХХ веке миллионами «шли» на стройки века, в Гулаги, на Урал, Сибирь, Дальний Восток. Не кажется ли странным, что Транссиб пролег через Вятку, когда есть более прямые пути? Такое место – это и есть первый контур, первый штрих в судьбе Вятской земли. Второй связан с ним непосредственно – судьба отмерила Вятке гигантские территории, поражающие воображение любого иностранца. При этом, подчеркну, географически Вятская земля– это Европа.

Представляется нам, что Вятка – это земля людей леса: чудь, коми-зыряне, коми-пермяки, вотяки и т.д. и т.п. Всех племен уже никто и не вспомнит, но осколков легенд, а особенно обрядов и необъяснимых семейных укладов, сохранилось достаточно, которые, правда, уходят навсегда, неизученные и непонятые. Отсюда и совсем неяркие, неказистые дома, часто обращенные к лесам и даже болотам, сумасшедшая, необъяснимая страсть к охотам, рыбалкам, просто прогулкам в лесах и перелесках, ягодам и грибам, травам, отсутствие даже у современных городских детей страха пред лесом (4).

Вятская земля – Земля Леса, среда обитания и жизни вятчан, настоящая кладовая, при чем воспринимается она ими как неисчерпаемая и восполняемая. Как только появится контур Земли Леса, а не территории, где растет много деревьев, так раскроется и вторая линия судьбы, судьбы уникальной и неповторимой, действительно неисчерпаемой.

Представляется нам, что еще одна судьба Вятки, как ни странно, отражена в поговорке «всему богатству матка». Только понимание богатства у вятских другое: здесь трудный хлеб, здесь много усилий идет на выживание в холодные зимы, но здесь всего достаточно, что бы жить большой семье и всех в ней накормить, одеть и обуть. Статистика прошлого века неумолима – из Вятки всегда вывозили огромное количество продовольствия. Здесь не было голодомора (5), а нищенство было образом жизни. Помогала этому и еще одна особенность – крестьянский уклад, общинный (6). Он очень логично воплотился в уникальном опыте земства и потом даже в колхозах. Понятным тогда становиться появление именно на Вятке и первого в России городского банка, выстроенного на принципах «общинной кассы» (7). В практике мы часто сталкиваемся с вятским пониманием богатства, как разумно достаточного в противовес «денег мало не бывает», «деньги должны приносить деньги» (8) и т.д.

Вятская земля – Земля Разумного Богатства - Достаточного. Как только этот контур проявится более отчетливо в экономической и политической культуре, в системах образования и воспитания, сама среда бизнеса, делания дела, станет более прозрачной и понятной и сможет сделать семьи вятчан обеспеченными. Только в след за этим возникнет конфликт с макроэкономическими процессами, с той экономической гонкой в никуда, которой увлеклась Россия за последние годы.

Представляется нам, что ни в коем случае нельзя обойти еще одну линию судьбы Вятки - долгое время она была и «маткой народа». На землях Вятской губернии действительно «плодились и размножались», поставляя «народонаселение» во все мыслимые и немыслимые земли – целые города и улицы на Урале, в Сибири, на Северах сложились из вятских. Многие еще помнят, откуда они и приезжают ставить поминальные кресты на пепелищах свих деревень и сел. Эта Родовая линия судьбы (в смыслах и рождений и Родов) напрямую связана с тем, что Вятка принадлежит к крестьянской цивилизации. Со всей её ментальностью и укладами. Именно для нее органично и естественно продолжение Родов, тем более при условиях достаточности земли и пищи - все другие типы цивилизаций ограничивают рождаемость, устанавливая табу или специальные условия. Трагедия ХХ века, связанная с Красным проектом, неистово уничтожала крестьянскую цивилизацию, вырубив, утащив, споив гигантское количество населения в коллективизациях, войнах, урбанизации, индустриализации и других бедах. Но осколки крестьянской цивилизации живы и по настоящее время практически в каждой семье (9), во внутренней культуре любой организации, от местного правительства до минимагазинчика, пусть как осколки, необъяснимые рудименты, но их можно разглядеть на каждом шагу, в каждом действии или бездействии вятских.

Вятская земля вновь может вернуться к своей судьбе как Родоначальницы, следовать ей, сохраняя, выпестывая, культивируя крестьянские нормы и ценности: земли по-прежнему более чем достаточно, она вместе с Лесом в состоянии прокормить миллионы и миллионы людей, ее надо просто отдавать людям под дома и усадьбы, отдавать всем, кто готов ее взять, чтобы жить на ней – без ограничений по расе, вере и нации. Все остальное нарастает само.

Представляется нам, что крестьянская цивилизация Вятки обеспечила еще одну сторону ее контура: большое количество народа, которого завсегда прибывало, обесценило саму жизнь человека. Она ничего не стоила и не стоит, не ценилась и не ценится. Бесшабашное и бессмысленное геройство проявлялось во всей истории вятских – в походах на Золотую Орду, массовым исходом с Ермаком на завоевание Сибири, более 250 героев Советского Союза за годы Великой Отечественной войны и т.д. Стремление к «подвигам», авралам, практически сознательный (скорее бессознательный) отказ от систематического, планового и поступательного движения в пользу лозунга «Давай! Давай!» наблюдается постоянно во многих проявлениях. Как и еще одна сторона: вятские - люди вольные. Здесь вечевая республика просуществовала вплоть до падения перед Москвой в 1489 году, Вятка не знала крепостничества. Вольность устройства собственной жизни отразилась и в знаменитой на всю Россию поговорке про «свои порядки».

Может в этом скрыт еще один СМЫСЛ Вятки? Наверное, его можно поставить на службу: дать вятским смысл их жизни, и появится энергия действия, «героика буден», подвиг служения Великой Цели, дать вольно распоряжаться своей жизнью и своей территорией, лелеять и поддерживать именно отличия, уникальности, то, что сейчас называют «неформат».

Уникальным для Вятки, в отличие от других старорусских земель, является сильнейшее влияние дохристианских культур – не случайно Вятка считается в округе землей языческой (10), наполненной священными рощами, полянами, курганами, даже озерами – сюда приходят и соседние народы поклоняться своим богам. Сила язычества на Вятке признавалась православной церковью – отсюда большая роль отводилась миссионерству и строительству храмов за казенный счет, а не приходами. Один из православных священников как-то рассказывал после путешествия по области, что практически в каждой деревне встречал колдунью или ведьму, а многие женщины, не отдавая себе отчета, используют приговоры и заговоры также обыденно и просто, как приготовление обеда. Знаменитая «цивилизованная» целительница и кандидат наук Г. Ануфриева в своей книге по традиционной медицине приводит заговоры наряду с другими способами лечения, поясняя, что сама их использует, но никакого разумного объяснения не видит. По мнению приезжих, родительские субботы и другие праздники поминовения похожи в Вятке на массовый «исход» - чего же в этом больше: языческого или христианского? (11). ТАКОГО нет ни на одной территории!!! Как эту линию судьбы понять и приспособить для ее будущего? Банально поставить на службу туристическим центрам? Оставить в распоряжении Церкви?

Или все же перевести в понимание органичной и полнокровной жизни на Вятской земле человека в миру с собой, природой, землей и лесом. Если это наложить на территории и крестьянское устройство – вновь получается уникальная организация вятской жизни, готовности и способности принять здесь тех, кто разделит именно такую судьбу.

Представляется нам возможным говорить в связи с этим еще об одном контуре Вятки – чудесной, чудной, необычной.

 Осталось это в характере и ментальности вятских от чуди или имеет другие корни, но количество «чудных людей» в Вятке заметно во все времена. Знаменитые деревянные часы Бронникова, Шамшуренков с его снарядом по подъему Царь-колокола и самобеглой коляской, идеями каналов и «подземной колесной дороги». Тогда вполне закономерно, что Вятка пригрела на время и Циолковского, придумывающего межпланетные путешествия. Весьма органичен тогда и титул «родины русской романтики» - именно здесь появился Александр Гриневский. И эти чудачества не переводятся – до сих пор создаются на Вятке летальные аппараты, вечные двигатели, пишут стихи в канализационных люках, конюхи рассуждают о проблемах современной философии и пр. странные и необъяснимые события и открытия, странные люди. Это проявилось даже через превращение трагического - избиения устюжан на Раздерихинском овраге - в праздник свистуньи! Но в результате он закрепил такой символ Вятки как Дымковскую игрушку, которая, по сути, игрушкой-то не была - языческий свисток. У других народов символы весьма практичные – платки, подносы, ковши, вятские же придумали что-то нелепое и абсолютно непригодное, но по красоте и эмоциональной силе действительно необъяснимо чудесное.

Вот и еще один контур Вятке прорисовался – жизни, полной чудес и чудачеств. Опять же поддерживая, лелея и оберегая все эти странные и непонятные явления и события с разных сторон и разными, грубыми словами называя, системами, структурами и институтами проявится и эта сторона Вятки. Но, чтобы воплотить свою Судьбу, Вятка должна появиться на карте. Даже само это слово способно вытянуть за собой все остальные контуры Вятки.

 

E-mail автора для Ваших отзывов: andrew_zorin@mail.ru

 

1. Есть и другие предположения по прошлому данных земель на заре становления человечества, не менее полумифические.

2. Вот Вам и Кай, и кайские леса, и кайские болота, которые, как ни странно, есть в исторической памяти старорусских земель. И как место ссылки тоже поэтому – на край земли отправляли.

3. Стремление «идти» сохранилось надолго – отхожий помысел (зимой - на заработки в города) просуществовал до начала второй мировой войны.

4. Проверьте у людей степи или воды, европейских ребятишек.

5. Голод послевоенный, в конце 40-ых годов ХХ века имел другую причину – все отбирали, но мора не было!!!

6. К теме крестьянской цивилизации мы еще вернемся.

7. Не могу не удержаться, чтобы не заметить – видимо, сила, заложенных в банк идей и принципов, как и воля его отца-основателя была такова, что один банк определил всю судьбу предпринимательства и экономики Слободского.

8. Более понятным становиться привычка создавать клады, откладывать в доме, ведь вроде бы Вятка – одна из немногих земель, на которую иноземцы не нападали, другая сторона создания кладов – языческие традиции и обряды.

9. Отсюда, кстати, заметное чужому человеку сочетание несовместимого - наивности и доверчивости при стремлении схитрить, держать «фигу в кармане».

10. Не рискну проводить грань между ведическими и языческими традициями, слишком она мне кажется тонкой.

11. Позволю себе утверждение, что крестные ходы в Вятке, в том числе на Великую – это придание нового смысла дохристианским обрядам, отсюда не случайна и борьба священников с проявлениями языческих поклонений во время Великорецкого хода (пролезание под корнями древней сосны, обнимание деревьев, повязывание на них ленточек и пр.)

 

 

 

 

 

 

© Павел Коркин. E-mail:pavelkorkin@yandex.ru

Hosted by uCoz