На главную

Последнее обновление 19 февраля 2019 г.

 

На карте    Ошма         Округа        Вятский край        Вятка в интернете

 

Коряки

Cтраница создана на основе писем земляков.

 

 

 

 

Фотография прислана Э. Гагариновым,

родовые корни которого в Метлях.

 

Письма Л. И. Бобровой

 

26 декабря 2008 года:

 

"Уважаемый Павел! Случайно нашла в интернете Вашу страничку. Какой Вы молодец! Я являюсь потомком семьи Вылегжаниных из деревни Коряки. Родилась в 1946 г. Мимо Вашей деревни не раз ходила пешком из Буреполома до Коряк. Последний раз я была в Ваших краях в 1973 г.

Я тоже собираю материал о своих предках, о родном крае. Мои родители: мать - Зоя Тимофеевна Вылегжанина, отец - Иван Федорович Бобров- он из Ятанцев. Родители уже умерли. А мы, их дети, живем: брат Бобров Владимир Иванович - в г. Дзержинске, сестра - Галина Ивановна живет там же. А я живу с 1970 г. в Москве. Все мое детство и юность прошли в Горьковской области.

Хочу сообщить, что есть такая книга о нашем родном крае "Повесть о земле Тужинской". Написал ее Евгений Аркадьевич Вершинин, проживающий в селе Тужа. Я под сильным впечатлением от этой книги. Там все про нашу родину.

В деревне Коряки, вернее в том месте, где она была, мне пришлось побывать четыре года назад. Шли пешком от Машкино. А  в 2002 г. и в 2003 году моя родня организовала встречу бывших жителей деревни Коряки. В первый раз было нас около 50 человек, во второй - более 30. А в 2008  году мой двоюродный дядя - Николай Иванович Вылегжанин (он является основным организатором) организовал на Ильин день встречу бывших учеников Машкинской школы . Он собирается это повторить в 2009 г.

С большим уважением к Вам - Лариса Ивановна Боброва. Мой адрес: Larisa.Bobrova@niitp.ru"

 

20 января 2009 года:

 

Уважаемый Павел! Посылаю Вам материал о деревне Коряки и моей родне из этих мест.

 

О моей родине, находящейся при впадении Ошмы в Пижму

 

История земли, прилегающей к реке Ошме и ее впадении в реку Пижму, очень древняя. Еще во 7-2 тысячелетии до новой эры  в этих местах жили угро-финские племена. Найдены их стоянки  в районе бывшей деревни Федосихи в 150 метрах ССВ от бывшей фермы и в районе деревни Ятанцы  в 400 метрах ССВ от нее (7 - 3 тысячелетие  до н.э.),  в 1 км. СЗ от этой деревни (2 тысячелетие  до н.э. и 69 век н.э.), в 75 метрах ЮЗ от Ятанцев (7- 5 тысячелетие до н.э. и 4 - 3 тыс. до н.э.). Причем археологи называют племена, жившие в районе Ятанцев,  эстанцами. Русские пришли в эти места в 18 веке.

Сами названия рек Пижма и Ошма  имеют угро-финские корни. Пижма – по-марийски «вязкая вода», то есть болотная река,  по – коми «мутная вода»; Ошма – по - марийски «белая вода», по- коми «медвежья река», по-удмуртски –«родниковая вода». Во всех случаях названия подходят для этих рек.

Ошма – река необыкновенная: какая бы ни была усталось, даже боли в теле; искупавшись в ней, чувствуешь себя обновленным, выздоровевшим. А это характерно для родниковых вод. Ну а о прозрачности этой реки и говорить нечего: какая бы ни была глубина ее, на дне все видно. Я помню: когда поля в округе были усыпаны удобрениями, в Ошме все равно водились раки. А сейчас, когда оттуда ушли люди, возле реки часто бывают медведи. Да и раньше за рекой в Горьковской области  они водились, ведь там был мощный малинник.

 

Пижма – река таинственная, дна ее не видно, но рыбой она славится также, как и Ошма. Крутояр, находящийся около Ятанцев, привлекателен до сих пор не только своей красотой, но и глубинной рыбой (линь, щука). Около крутояра еще в первой половине 20 века стояла мельница. На месте этой мельницы до сих пор существует пляж, сюда приезжают искупаться из деревни Машкино. Изумительное место для отдыха.  Деревня Ятанцы до войны и после имела 61 дом. Проживали в ней Трухины, Краевы, Перминовы и  Бобровы. В настоящее время живет там только один человек,  опустившийся до нельзя. А ведь ему только 62 года.

 В этой деревне в 1924 г. родился мой отчим – Бобров Иван Федорович. Детство его было тяжелым. Отец его недолюбливал, часто бил. Когда ему было 5 лет, его усыновил Трухин Михаил Селиверстович. Он был коробейником, продавал разные мелочи по соседним деревням. С 1929 по 1934 г. они вместе с моим отчимом жили в Сибири. А затем снова вернулись в Ятанцы. В 1941 г. отчим поступил учиться в Яранское медучилище, но в 1943 г. его забрали на фронт, где он стал офицером. Получив на фронте ранение, он был направлен в Буреполом для подготовки молодых офицеров. А затем началась его офицерская жизнь в разных населенных пунктах Горьковской области: Унжа, Горький, Козловский, затем снова Буреполом, ОЛП-6, Сухобезводное,  Дзержинск, где наша семья и осела окончательно. Закончил он службу в 1971 г. в возрасте 47 лет в звании майора. Затем работал начальником пункта гражданской обороны, директором гостиницы. Умер в 2002 г.

 

Моя мать родилась в деревне Коряки в большой семье. Ее родители - Тимофей Андреевич Вылегжанин и Мария Абрамовна Корякина. До войны дед  был председателем колхоза, налоговым агентом, а во время войны в Вишкиле Кировской области он  готовил молодых офицеров, а затем был взят на фронт в качестве офицера в трофейные войска. После войны он снова был председателем колхоза, а затем в Машкино -  заведующим магазином. В их семье было 9 детей, но последняя дочка прожила всего две недели, а двоих убили на фронте: Николая и Константина Вылегжаниных. В настоящее время дедушкиных детей осталось всего двое: Владимир Вылегжанин (проживает в Балхаше)  и Нина (по мужу Червоткина, проживает в Котельниче). Моя мать- Зоя Тимофеевна умерла в 2005 г. У нее трое детей: я –Лариса Ивановна Боброва  1946 г.р.. проживаю в г. Москве), брат Бобров Владимир Иванович (1948 г.р.) и сестра Семенова (по мужу)  Галина Ивановна (1950 г.р.) – проживают в г. Дзержинске. С деревней Коряки нас связывают ежегодные поездки во время школьных и студенческих каникул в 50-70 гг. В 90-е годы, когда уже не было деревни, удалось туда сходить в походы из Изиповки, где мы разбивали туристический лагерь.

 

Деревня Коряки имеет начало с середины 18 века, когда земли нынешней Караванской стороны осваивались в основном крестьянами, переселившимися в основном из Нижегородской губернии и Вятского края. Из исторических источников удалось выяснить, что земля, на которой возникла деревня, принадлежала моему далекому предку – купцу Ивану Корякину, проживающему в начале-середине 18 века в г.Яранске. Этот купец проявил себя с нелицеприятной стороны. Он отличался стяжательством и «хапужеством», отбирал земли у  крестьян, продавал их. Кроме того, он владел винокуренным заводом, здание которого до сих пор сохранилось, правда, завод не работает уже пять лет. По ревизии 1834 г. в починке Федора Незамаева (д.Коряки) было хозяйство Климонта Васильева Корякина (1773-1829 г.г.). Было тогда уже 4 двора и проживающих в них 36 человек (15 муж. и 21 жен. ) вместе с детьми.  По воспоминаниям моей бабушки долгое время еще в первой половине 20 века на краю деревни висела старинная вывеска «Починок Ивана Корякина». Видимо, жители деревни сохраняли память о том, кто основал деревню. Мой прадед Абрам Иванович Корякин (1853-1939 г.г.) был последним потомком из так называемых «богатых»  людей: он имел смоляной заводик и одного батрака, за что и был раскулачен в 30-е годы. Моего пра-пра- деда звали Иван Иванович Корякин. Видимо, он был внуком Климонта Васильевича Корякина, а, может быть,  и сыном (об этом сейчас трудно  узнать). Мой прадед Абрам был женат на Татьяне Ивановне Коноплевой (….-1902 г.), которую он привез из Коноплей. Поскольку она умерла рано, он сам воспитывал четверых  детей (два сына и две дочери), да еще взял на воспитание девочку, которая впоследствии стала женой одного из его сыновей . Прадед был очень набожным человеком. Он построил двухэтажный дом (стоял со стороны въезда от Машкино) с той лишь целью, чтобы  видеть с крыши дома Чистопольскую колокольню. И ему мешала какая-то ель, находящаяся на  той стороне Пижмы. Так он посвятил длительное время поиску этой ели и срубил ее. После раскулачивания у деда отобрали этот  дом и выставили на торги, и он доживал свой век в маленьком домике, который стоял в той же усадьбе на берегу пруда, вырытого им же. 

 

Прадед до конца своей жизни недолюбливал моего деда Тимофея за то, что тот был коммунистом и председателем колхоза. Дед Тимофей купил на торгах двухэтажный дом и поселился в нем со своим многочисленным семейством. Этот дом и пруд возле него (мы его называли «озеро») являются символом детства всех внуков нашего деда. Дом сближал нас, звал летом в деревню. А нас - 17 внуков. Живем в разных городах нашей огромной страны. И живем воспоминаниями о своей маленькой родине, о наших дедушке и бабушке. А были они большими трудягами, особенно, бабушка.

До войны и после нее в деревне Коряки было 40 домов и проживало в общей сложности 266 человек, 32 человека были убиты на войне, 29 человек принадлежали нашей родне.  Больше всего в деревне проживало Токмяниных,  Вылегжаниных, Корякиных и Елькиных. Были также семьи: Русаковы, Дудины, Чешуины, Огородниковы, Фокины, Шиловы, Перминовы, Одеговы, Смертины, Коневы, Березины.

 

Деревня Коряки – это место, которое научило меня любить все, что связано с Кировской областью. Живя в Москве, я даже вступила в Вятское Землячество, хотя существует и Нижегородское Землячество, но душа тянет к вятичам. Невозможно забыть природу тех мест, запах трав, игры, в которые мы играли (лапта, штандер, догонялки, прятки), рыбную ловлю, походы за грибами и ягодами.

 Если бы нашелся кто-нибудь из молодых активных потомков, который бы освоил вновь эту землю, восстановил хозяйство, то я бы с удовольствием поехала в те края и выполняла бы посильную работу.

 

Лариса Ивановна Боброва.

Москва, 105484,

Сиреневый бульвар, д. 64/31 кв. 9

Larisa.Bobrova@niitp.ru      

тел. 463-13-03 (дом.)

Ещё воспоминания Л. И. Бобровой >>> (текст в Word)

 

Место встречи изменить нельзя

 

 (Текст подготовлен по фрагментам  страниц газеты (возможно, газеты "Родной край"). Для увеличения "картинок" кликнуть по миниатюре.)

 

С ней, Лидией Ивановной Токмяниной, мы познакомились случайно: после встречи бывших жителей исчезнувшей деревни Коряки Мошкинского сельсовета. Именно она и её брат Николай Иванович Вылегжанин стали инициаторами встречи земляков, уроженцев этой деревеньки.

Сама Лидия родилась там в 1934 году в крестьянской семье. Отец и мать работали в колхозе, жили своим хозяйством. «Никогда не забуду, - рассказывает Лидия Ивановна, - как забирали мужиков на войну. Мне было тогда 7 лет, а как сейчас помню: открываются большие ворота на дорогу в конце деревенской улицы, и все, от мала до велика - провожают мужское население на фронт. Сколько слёз и волнения было! Деревня ведь тогда дружно жила...» Со светящейся теплотой делится она своими воспоминаниями.

Когда мужчины ушли на фронт, вся тяжесть забот легла на женские плечи. Ее мама всю войну проработала пахарем на лошади Лихаче. «Пять, шесть женщин содержали вce поля, - повествует Лидия Ивановна. - Зимой отвозили на лошадях зерно в закрома государства, а именно на станцию Пижма Горьковской области. И мы, дети, с раннего возраста к труду приучены были, без просьб и наставлений родителям помогали». .

Отец вернулся с войны, и в 1948 году у них родился сын Коля.

«Хоть и не было у нас излишеств ни в питании, ни в одежде, - вспоминает женщина, - а на душе как-то легко было, свободно, уютно, мирно. Когда я повзрослела, то с подружками начали бегать на вечерки в ближайшие деревни Федосиху и Вишкильцы. Помнятся праздники на Заговенье и Троицу. Собирались гармонисты, моряки приходили в отпуск. Девчонки «кадрили» будущих женихов, хотели понравиться! А я сама училась в Машкинской семилетке. У нас с первого класса завязалась дружба с мальчиком по имени Афанасий, который потом, когда мне исполнилось19, предложил руку и сердце».

Лида доучивалась еще два года в Караванской школе, участвовала в лыжных соревнованиях, имела 3-й спортивный разряд.

Через девять месяцев после свадьбы мужа забрали в армию. Без него и родился их старший сын. Позже родился второй сын, а ещё позже - двойняшки: мальчик и девочка.

 

До 1957 года она прожила Коряках, затем переехали в Koтельничский район - в Изиповку. Там платили хорошие деньги, и молодая женщина не побоялась трудностей - пошла работать лесорубом. Столь ценимые в крестьянской среде физическая сила и крепость - черты, присущие ей, помогали везде. Затем семья пере­ехала в Нагорский район, но постоянная тяга к своим истокам напоминала о себе, и в 1983 году они вернулись в Тужу. Афанасий и Лидия работали до выхода на пенсию в ДРСУ, она по-прежнему на заготовке леса. Получила в лесу две травмы. С 25 лет до пенсии Лидия Ивановна работала лесорубом, и глядя на её крестьянские руки, понимаешь, как нелегка была её женская доля, благодаря которой семья и дети ни в чём не нуждались.

«Во время обеденного перерыва, - продолжает Лидия Ивановна, - отдыхала, если это можно так назвать, вышивая крестиком». Поистине, как в песне: «Ни минуты покоя». И впрямь, войдя в её дом, сразу замечаешь вышитые её руками картины в рамочках, диванные подушечки. Кстати, этим видом искусства она занимается по сей день.

Она бережно сохраняет деревенский уклад жизни в её крестьянском добротном доме с самоткаными дорожками, большими фотографиями всех членов семьи на стене и зеркале, старинными настенными часами с боем, самое интересное - тремя армейскими фуражками сыновей, выставленными в ряд на низеньком серванте. Мать трепетно относится к ним, как к семейной реликвии.

Скромно, но по матерински гордо рассказывает она о своих детях: «Один из сыновей, старшенький, выучился на военной кафедре на инженера-механика в г. Мытищи Московской области. Работал лётчиком-штурманом в Приморском крае, служил во Вьетнаме. Второй сын получил специальность инженера-технолога, а третий - работает в Туже на пилораме. Дочка Галя работает в рентгенкабинете Тужинскои ЦРБ».

С мужем прожили они долгую жизнь - более 40 лет. У них четверо взрослых детей и шестеро внуков. Энтузиазма и работоспособности Лидии Ивановне не занимать, вот и поддержала она нынче идею своего брата разыскать бывших соседей, жителей родной деревни Коряки. Труд, проделанный ею, - огромный! 6 июля 2002 года съехались в уже несуществующую деревню 45 человек со всей страны: Москвы, Нижнего Новго­рода Челябинска, Кемерова.

Приехали стар и мал, искренне благодарили брата и сестру за прекрасную идею встречи, воплощенную в реальность. Хоть один раз в жизни, но встретились все, кто мог. Повспоминали, пообщались, поделились, поплакали, под гармошку потанцевали, снялись на видео. Словно вновь ожила деревенька! «Обрадела». Вернулась к истокам своего благодатного прошлого.

Вот какие они - коряковчане - Лидия Ивановна и Николай Иванович Вылегжанины.

 

 

История малой родины идёт не надо мной и тобой, а через меня и через тебя длинной цепью поколении, отражается в наших привычках, говоре, одежде, поступках. Без знания истории жизни русской деревни узнать Россию нельзя.

 

ИЗ ПИСЬМА:

«Пишет Вам бывший житель бывшей деревни Коряки Николай, сын Ивана Фёдоровича Вылегжанина. А пишу Вам я по следующему поводу. В связи с тем, что во многих местах жители бывших деревень собираются вместе на своей малой родине, мы с моей сестрой, Лидией Ивановной Токмяниной, решили организовать встречу жителей нашей деревни.

Идея возникла из того, что в 2001 году у моей жены в деревне Нагорского района была организована такая встреча. Собралось около 90 человек Люди приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов России. Заранее был сделан стол длиной 12 метров, но даже за таким столом места всем не хватило. На стол было выставлено всё, кто что с собой привёз. Были песни, гармонь, пляски. Получился настоящий праздник. Всё это веселье было снято на плёнку, и когда я показал всё сестре, ей очень понравилось. И мы решили с ней организовать встречу жителей нашей деревни Коряки Тужинского района.

Организацию стола, музыки, транспорта я беру на себя.

До встречи на малой родине в Коряках 6 июля 2002 года»

 

К письму приложен довольно большой список взрослых жителей деревни и их детей с адресами, имена некоторых без адресов, но и названы так, как с детства и юности запом... (здесь пропуск текста. – П. К.) сиха, Тимиха, и Анюта. Люня, Душа, Феня, Домна. А места их сегодняшнего пребывания располагаются по разным точкам России: Бело­руссия. Казахстан, Дальний Восток. Урал, Сибирь, Краснодар, Черноморское побе­режье. Всю зиму Лидия Ивановна разыскивала и уточняла адреса, рассылала приглашения.

Встреча 6 июля этого года всё-таки состоялась! Приехали 45 человек. Самой деревни нет уже 15 лет, но уцелели три дома, старые липы и дубы. Вот между двумя липами и были сделаны длинные столы, вкопаны скамейки. А при въезде в деревню Николай Иванович вкопал столб и прибил к нему вывеску «Коряки». Не забывайте, мол!

Прошли годы, и многих уже не узнаешь сразу, но за разговором знакомые «незнакомцы» вспоминали всё, что связано с их детством и юностью, с событиями их жизни, жизней отцов и дедов.

Заинтересовались и мы историческим прошлым этой деревеньки, но в районном архиве нашли лишь сохра­нившиеся похозяйственные книги, начиная с 1949 года до 1986 - года её опустошения.

Из исторической справки исполкома Мошкинского сельсовета народных депутатов:

«Машкинский сельский Совет впервые образован в 1922 году. В 1960 году влился в Караванский сельский Совет, В январе 1969 года вновь организован Мошкинский сельский Совет, в который входили следующие населённые пункты…» Называ...  (здесь пропуск нескольких слов текста. - П. К.)  Коряки.

Деревня Коряки была достаточно большой, например, в 1949 году её населяли 148 жителей (38 семей, в семьях до 4-5 детей). Год основания деревни мы не отыскали, зато по предположениям старожилов узнали, что называлась она так потому, что основали её братья с фамилией Корякины, да и в похозяйственных книгах эта фамилия звучит часто.

Одно дело, когда знакомишься с чем-то по книгам, архивным документам. Совсем другое, когда всё это согрето чем-то личным, идёт не только через голову, но и сердце. Вроде и нет деревни, а жива она! Жива воспоминаниями бывших жителей.

Коряки - чисто русское поселение, располагавшееся прежде в 2,5 км oт реки Пижмы. Рубленые крепкие дома - на двух улицах, расположенных перпендикулярно, в силуэтном сочетании напоминавших букву «Т», усадьбы в 50 cоток, огороды. Долго сохраняющаяся патриархальность и простота нравов отразились на характерах людей, её населяющих. А люди здесь, особенно мужики, имели свой колорит. Их характеры были достойны отражения в русской классической литературе.

Издавна известна любовь вятского народа к меткому насмешливому слову. Как ни оттирайся - всё равно оно найдёт тебя и достанется тебе от дедов, внукам твоим и правнукам. Деревенские прозвища приклеиваются накрепко, передаются через поколения. Вот и жителей Коряков называли в окрестностях «чернотопами». А всё это потому, что их предки из Чистополья дома топили по черному. Ходили тогда в лаптях, и на снегу всегда оставались чёрные следы сажи.

Население ... (здесь пропуск текста. - П. К.) ...малось выращиванием овса, пшеницы, гороха. Была и своя мельница, которую кто-то поджёг в 1944-45 году. Здесь был и свинарник, и коровник, и овчарник, и двор лошадей. Скота и молодняка было столько, что сейчас, навер­ное, во всём районе нет. Выращивали много овощей. Ходили в часовню при деревне Ятанцы, на вечерки в соседние более крупные деревни. «Баталились», то есть деревня на деревню в драки вступали. Но это случалось не так уж часто. Праздники и гуляния хороши были, меж деревнями распределялись.

В послевоенные годы молодёжь начала разъезжаться по городам. И к 1985 году в Коряках остались лишь четверо пенсионеров, а в 86-м деревня прекратила своё существование. Осталась бестелесная красота, освещаемая ликом солнца и звёзд, с душисто пахнущими травами, одинокими, помнящими многое липами, как у С. Есенина:

Деревня!

Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

Деревенская природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. И хочется верить, что хранителей памяти своих деревень в нашем районе станет больше, а истосковавшиеся по людям опустевшие родные места будут хоть иногда, как в Коряках, оглашаться переливами гармошки. Ведь малая родина - место встречи, которое изменить нельзя.

 

Этот же текст в формате Word >>>

 

 

© Павел Коркин. E-mail:pavelkorkin@yandex.ru