На главную

Последнее обновление 28 апреля 2017 г.

 

На карте      Ошма         Округа        Вятский край         Вятка в интернете

Ильин день - 2008

2 августа 2008 года... Чтобы приехать в Ильин день в Караванное на кладбище вовремя, как все люди, мы выехали из Шахуньи чуть после семи утра.

До Яранска мчались. Но у Яранска… На порушенной, яма на яме, объездной дороге сбавили скорость до пешеходной, успев насмотреться не только на ухабистую полосу препятствий с переваливающимися на ней встречными Камазами, но и на панораму города с контурами Троицкого собора. Такая знакомая, раз и навсегда, еще с детства впитанная памятью картина: в дымке отдаленного города высятся пики церковных куполов...

От Яранска до Тужи бежалось вновь споро – с ветерком. Притормозили минут на двадцать в Туже и к караванскому кладбищу подъезжали уже в десятом часу. Далеко не первыми. Сразу же за поворотом на Машкино, возле «старого» кладбища, по обочине выстраивались машины. А возле «нового» кладбища их было уже столько, что близко не подъедешь. Машины у ворот, машины на дороге. Отечественные, иномарки. Думается, в прошлые годы здесь не было столько машин, столько людей. Нынче «Илья» выпал на субботу – не часто бывает такое благоприятное совпадение. К тому же и погода на руку – с утра солнце во все глаза, теплынь...

(Для просмотра фото кликнуть по миниатюре)

 

1. Живые говорят с живыми

 

За оградками, за крестами, за надмогильными и околомогильными кустиками и деревцами от края до края пестрело разноцветье летних легких одежд.  Приезжие гости говорили с безмолвными родными, говорили между собой. Кажется, здесь в эти минуты на всех лицах первенствовала улыбка. Теплая улыбка первых встреч и узнаваний, первых приветствий. Живые говорят с живыми, радуясь встрече.

Пробираемся к нашим могилкам. Но как обойдешь попадающих на глаза знакомых. Вот одноклассник Александр Бледных с женой Татьяной, с матерью. Сидят у могилки сына и внука - Саши Бледных, в шесть лет утонувшего в речке, что по-за машкинским огородам.

А дальше еще один одноклассник – Анатолий Ковязин с Галиной, его постаревшая мама…

У могилок встречаемся с Шиховыми. Василий Шихов, Лидия, Тимур… Чуть позднее «находятся» тетя Фаина Машкина из Тужи и тетя Маша Ракитова из Екатеринбурга.

А у соседних могил – у могил Вовы Редькина и его деда Степана Матвеевича Редькина –  Людмила Воронцова. Не сразу узнал. Она говорит, что здесь и Александр Редькин – брат Вовы, покоящегося под осыпающимся от времени памятником из мраморной крошки. Братья Михаил, Александр и так и не повзрослевший Вова (убило током) – караванские. Наши сверстники. Нас сводила деревня Редькино. Они приезжали к деду. Как и Людмила Воронцова, как и её брат Вова Воронцов. Людмила сказала, что брат болеет. Трудно представить больным Вовку Воронцова - того паренька, с которым бегали мутить речку Нужу, ловить налимов.

Скоро нашелся Александр Редькин. Не узнаешь! Лысина во всю голову! Ох как время-то подправило его портрет! Неужели мы так изменились? Не столько по своей седине, сколько по седине сверстников примечаем бег времени.   

Помимо Ковязина и Александра Бледных я встретился с одноклассниками, с которыми не виделись десятилетие с гаком – с Александром Гагариновым, живущим в Буреполоме, с Володей Пленкиным, проживающим в каком-то районе или районном центре Кировской области. Увиделись с Леонидом Бледных, с Валей Лоскутовой и Надеждой Кислицыной (Беличевой), с которыми, пожалуй, встречаемся чаще, чем с кем-либо из одноклассников.

А еще привелось увидеть Володю Жданова - в прошлом одного из машкинских трактористов, друга Василия Шихова. Да Одеговых, что сейчас живут в Шахуньи - Андрея Одегова с сыном...

Я не решался пройти дальше "своих" могил. Всюду было людно, а это значит, что где-нибудь обязательно будут знакомые, увязнешь в разговоре, а у могилок своих не посидишь, не помянешь вдумчиво, как душа просит.

Люди сидели, стояли, ходили возле могил повсеместно  и в этой картине дня было больше открытой торжественности, чем приличествующей месту неторопливой созерцательности. При этом людском собрании человеку трудно услышать надмогильную скорбную тишину, проникнуться ею, и не с поверхностной, беглой мыслью, а в глубоким раздумьи поздороваться с теми, к кому пришел, может быть даже воскрешая в памяти их обличие, голос, и беззвучно в тишине вести монолог живой тоскующей души...  

 

"По деревне бы теперь затянуть прохожую..."

 

С кладбища мы поехали в Машкино. Не нагостившись у могилок родных. Не наговорившись с ними. Не надумавшись. Не обойдя кладбищенское поселение, где что ни могилка – живые в памяти, упокоенные землей люди. А ведь и с ними надо бы повидаться – сколько уголочков памяти высветит то или иное имя с таблички на кресте или памятнике, фамилия, название деревни… С таким чувством я уходил с кладбища, об этом  ощущении какой-то неудовлетворенности, сожаления мы, помолчав, заговорили в машине.  

- Для души, конечно, надо приходить в другой день - совсем иное восприятие, другие чувства… - примерно так говорил и дядя Петя – Петр Павлович Коркин, услышав мои слова.

Пыльная поволока над дорогой указывала, что в машкинском направлении торим путь не одни мы. Так и было: мы проехали в Машкино до школы и увидели, что дальше, вдоль главной улицы деревни, уже стоит с десяток машин, а то и более. И что-то уж очень народно.

Здесь уже соображали застолье. Из одного из домов вынесли то ли заборки, то ли двери. Споро устроили из них вдоль улицы большие столы, даже чем-то застелив, тут же столы заставили снедью, бутылками с лимонадом и винами, водкой.

И вот уже столы становятся большим застольем. Люди сидят и стоят. Во главу стола становится Николай Иванович Вылегжанин (это уже я узнал потом – познакомился с ним). И прежде чем застолье заговорило шумным языком тронутого хмелем общества, Николай Иванович провел «официальную» часть встречи. По печатным листочкам – выкопировкам из какой-то книжки – зачитал выдержки из исторических сведений о ряде населенных пунктов округи, в частности о Машкино, о Караванном, а затем зачитал и свои стихи. Привожу их (Николай Иванович прислал мне письмо с копией тех страниц книжки, по которым он вел перед собравшимися в Машкино «урок истории», а также прислал и свои стихи):

 

Век такой – ни честь ни совесть,

Кто как может, так живет.

Все давно осточертело,

И когда конец придет?

 

За чем, за кем, куда пошли -

Через мундир не разглядели.

И результат: куда пришли,

Нашли - чего и не хотели.

 

Здесь был колхоз – растил хлеба,

Рожь, первоклассную пшеницу,

Картошку, мясо, молоко

Везли аж за границу.

 

В негодность техника пришла,

В металлолом её отправили,

Трава не косится давно,

Хлеба неубраны оставили.

 

А были мы сильнее всех,

Россия, славная держава,

Она была пример для всех,

Приоритет во всем держала.

 

 

Где была деревня наша –

Лес один теперь растет.

Жизнь – заваренная каша –

С нами счет за все сведет.

 

По деревне бы теперь затянуть прохожую,

На свидание зазывать милую, пригожую.

 

Как бывало, вдоль  деревни, заиграем, запоем,

Это значило, что девок на вечорочку зовем.

 

 

От восторга души до печали

 

Редкий случай, когда Ильин день - 2 августа - обходится без дождя. Вот и в этом году не обошлось. Но дождь окропил августовскую пыль, а затем и всерьез взялся мочить, когда мы уже выруливали на караванскую дорогу, оставив позади Машкино, где большое застолье на деревенской улице только расправляло душу. Где все еще, как представлялось, дивясь и радуясь большому скоплению народа, подхваченный хмельным восторгом, толкался средь знакомого и незнакомого люда Николай Дмитриевич Редькин.

Выцветшая седина головы, светлая, словно бы тоже повыгоревшая клетчатая рубашка, крепко заткнутая в пестрый камуфляж штанов, не так бросались в глаза, как его большие кирзовые сапоги с толстыми носами. Сапоги выдавали в нем деревенского жителя. Механизатора, комбайнера. Того самого Николая Дмитриевича – Колю Сюнина, как называли еще его во времена проживания в деревне Редькино (по имени матери), - каким мы его знали в далекие и недалекие колхозно-совхозные советские времена.

- Дак чо это, Вась, ты чо ли это нуко…- слышится голос Николая Дмитриевича в особой, характерной для него манере разговора.

Мы уехали от стола, за которым, конечно же, от выпитого, от воздуха родного края, от этой людской общности, в которой большая часть людей и не знакомы друг с другом, но по необъяснимому закону родные и близкие, царствовала атмосфера дружелюбия, воспоминаний, вырывающейся наружу глубокой тоски по прошлому, печали по ушедшему, потерянному…

 

В Туже мы - оба экипажа - заехали к Фаине Машкиной - тете Фае (на фото слева, в цветастом платьи). Она собрала большой стол, была словоохотлива, улыбчива и даже читала стихи. Свои стихи. Говорит, что в последнее время "откуда что и берется" - тянет писать стихотворения и, как ей кажется, получается.

Здесь же была и тетя Маша Ракитова из Екатеринбурга. Мы взяли её с собой - в Шахунью.

А дождь все шел и шел. Не холодный, почти что летний, не страшный,  еще оставляющий надежду на летнее тепло и солнечные дни.

По пути заехали в Яранск. В церковь. Заезжаем сюда чуть ли не каждый раз.

Яранск был умыт дождем. Купола блестели, двор Успенского собора был сырым.

Шла служба. Потихоньку ставили свечки и стояли среди немногочисленных посетителей. Мама чуть спустя рассказывала, что в этой церкви отпевали отца (июль 1971 года). И отпевал тот же священник, что и венчал их...

По дороге от Яранска до Шахуньи еще не раз попадали в дождевой, а порой просто в ливневый поток. Я рассчитывал, что дождем машину хорошо помоет - смоет густую рыжую караванскую пыль. Но нет, пыль наша стойкая - одним дождем, да даже несколькими ливнями её не смыть. Пыль родины не смывают из наших душ и целые года. А мы и не торопимся стряхнуть с себя родную землю. Вот ведь и на следующий год захочется здесь побывать. Всегда хочется.

 

Караванская церковь

Кладбище

 

У кладбища

 

 Дорога у кладбища заполнена машинами. Одноклассники (слева направо): В. Лоскутова, Л. и В. Пленкины, П. Коркин.

Л. Редькина

и А. Коркина

Н. Д. Редькин

и П. П. Коркин

В Машкино.

В Машкино. Главная улица.

 

В Машкино (и на последующих фото - машкинская улица)

 

 

 

 

 

Все фото 2 августа 2008 >>>

 И вот  Ильин день 2009 года >>>

 

 

 

© Павел Коркин. E-mail:pavelkorkin@yandex.ru