В
сельское поселение входят 4 населённых места - село Караванное,
деревня Коробки, деревня Машкино, деревня Ятанцы.
28 апреля 2012 года поселение упразднено, включено в составТужинского
городского поселения.
По
переписи 2010 года население сельского поселения составляло 132
человека.
Караванное -
Верхопижемье
Село
Караванное. Прежнее название - Верхопижемье. Удмуртское слово «каравай»
означает «городище на речном притоке».
Месторасположение
села низменное, реки нет (Ошма в 6 км), лес в 3 км. Расстояние до центра
рйона (п. Тужа) 24 км.
Николаевская церковь, каменная, построена в 1872 г. В 19 веке приход
состоял из 55 селений, православных русских было 8793, крещеных черемис
(мари) 273. В селе имелись земское мужское училище (1899 г.) и
церковно-приходская женская школа (две смешанные – в Лоскутах и
Машкино), волостное правление, земский фельдшер и акушерка. Жители
занимались земледелием, некоторые кустарным производством: делали сани,
кадки, берестяные бураки, деревянные корыта, чашки.
Основателем д. Михаленки (7 км от Караванного) стал Михалко Шевнин из
Смоленской губернии. Шевнины начали производство древесного угля,
скипидара, кирпича, смолокуренное дело, внесли большой вклад в
хозяйственное и культурное развитие округа, крестьяне многому учились у
них.
Караванская средняя школа носит имя уроженца д. Волки Героя Советского
Союза В. Ф. Калинина (1924—1944), в которой он учился. В районе
ежегодно проходят лыжные соревнования на приз его имени.
В д.
Репаки родился Герой Советского Союза А. П. Фокин (1902-1980), учился в
Караванской школе, Почетный гражданин 12 городов Украины и 7 городов
Чехословакии. Именем Героя в п. Тужа названа улица, около школы
установлен памятник.
В с.
Караванное (Верхопижемье Чистопольской волости Котельничского уезда)
родился известный историк, архивист И. М. Осокин (1864-1921).
(По книге, изданной
в Москве вятским землячеством)
(из описания
приходов Вятской епархии за 1912 год):
Село Верхопижемье
(Караванное) Николаевская церковь
4)
Село Верхопижемье (Караванное) – Николаевская церковь, каменная,
построена в 1872 г.; расстоянием от города Вятки в 180 вер., от уездного
города в 90 вер., от благоч. в 25 вер.; часовня Большекугунурекая,
деревянная, построена в 1887 г.; причта по штату положено: 3 св., 1 диак.,
3 пс.; квартиры для причта казенные, кроме священ. Сергеева, который
получает квартирное пособие по 9 р. в месяц; земли: усад. и под церк.
площ. 8 д. 1600 с., пах. 66 д.; братский денежный доход: св. 691 р. 80
к., диак. 461 р. 20 к., пс. 230 р. 60 к.; руги собир. на весь причт 250
п. ржи и 260 п. овса; прихожан: 4212 м. п., 4581 ж. п. правосл. рус.,
крещ. черем. 128 м. п., 145 ж. п.; приход состоит из 55 селений, расст.
2 – 13 вер.
Местоположение села низменное; при селе нет никакой реки; лес удельного
ведомства в 2 вер.; река Пижма в 12 вер., а р. Ошма в 4 вер. Школ вь
приходе четыре: в селе церк.-прих. женская и земская мужская; остальные
две смешанные земские вь деревнях Лоскутах в 8 вер. и Машкинской в 6
вер. Главное занятие прихожан земледелие; некоторые занимаются кустарным
производством: делают сани, кадки, берестяные бураки, деревянные корыта,
чашки и проч. В селе земский фельдшер и акушерка, больница же находится
в с. Арбаже в 50 вер. Волост. правл. при селе. Парох. прист. Сорвижская
в 60 вер , ст. ж. д. в г. Котельниче. Село стоит на дороге из
Верхопижемского волостного правления в Пишнурское.
Из справочника
по составу приходов церквей Котельничского уезда,
составленному по
клировым ведомостям за 1915 г. (ф. 237, оп. 70, д. 678).
Николаевская церковь,
с. Верхопижемское (Караванное)
(Государственный
архив Кировской области):
Артемьевская,
деревня
Бехтеревская, деревня
Блиновская, деревня
Бобровская (Редкины), деревня
Большой Кугунур (Кугалки), деревня
Большой Лунгуж (Лаптенки), деревня
Васинская, деревня
Воронцовская (Шудумцы), деревня
Глушковская (Коробки), деревня
Гребневская (Егорашки), деревня
Деминская, деревня
Екатерининская (Опойки), деревня
Елганская, деревня
Етанская, деревня
Заболотное (Матвеевы), деревня
Ивановская (Шалагины), деревня
Идоморская (Русские Черемисы),
деревня
Ильинская (Метельки), деревня
Кленниковская, деревня
Климанерка (Флоры), деревня
Ключевская
1-я (Шоры), деревня
Ключевская 2-я (Мильчаки), деревня
Ключевский (Судоки), починок
Коврижная, деревня
Козловский, починок
Козловское (Сорвижане),
деревня
Кочанурская (Бажины), деревня
Крутобережка, деревня
Крутобережский (Писари), починок
Кугаловская (Черемисские Кугалки), деревня
Кугаловская, деревня
Кугунер (Волки), деревня
Лоскутовская, деревня
Мало-Шудумская (Ивохины), деревня
Малый Кугунур (Егоренки), деревня
Малый Лангуж (Крапивинцы), деревня
Машкинская, деревня
Обатнинская,
деревня
Одегошиловская (Озеряне), деревня
Окулинкинская, деревня
Ошинер (Вишкильцы), деревня
Парфенова (Паршата),
деревня
Питинерка (Сусленки), деревня
Репаковская, деревня
Родионовская (Фоченки), деревня
Смирновская (Алешичи), деревня
Трифоново (Трихины), деревня
Тупицынское (Михаленки), деревня
Хмелевское (Рябки), деревня
Черемисы в Шунгануре, деревня
Чернораменская (Федосиха), деревня
Шапшанерка (Батухтины), деревня
Шапшанерка (Параничи), деревня
Шевнино (Шешеня), деревня
Шунганур (Прохоренки), деревня
Газета
"Родной край", 16.07.2015 Автор: Владимир Тарасов:
Зерно хранили не в церкви
После
публикации цикла статей Е. Горева «Викторианское течение на Тужинской
земле» в редакцию обратилась бывшая жительница Караванного Александра
Прокопьевна Русинова.
В одном
из номеров «Родного края» написано, что «в караванской церкви с 1936
года размещался зерносклад». Александра Прокопьевна рассказала, что это
не верная информация. В те годы её отец сторожил тракторную мастерскую,
которая и располагалась в церкви, а не зерносклад, как пишет Е.Горев.
Александра, тогда еще совсем юная, часто бывала там вместе с отцом,
помогая ему, и хорошо помнит, что на месте алтаря размещался токарный
станок, на котором вытачивали детали к тракторам.
Еще
Александра Прокопьевна вспомнила, что мужчину, кто сбивал крест с церкви
в 30-х годах, вскоре разбил паралич. Об этом в Караванном знали все.
Зерно в
селе хранили, но для этого на въезде были приспособлены два специальных
склада, которые называли малознакомым словом «магазеи». Неподалеку от
них была будка весовщика-кладовщика. Он и принимал зерно. Когда
накапливалось необходимое количество, зерно переправляли в Тужу.
2009-й. Под
этими сводами кто-то крестился, венчался...
2009-й. Пустые глазницы храма - печаль утраты.
Газета «Родной край»,
18.03.2013, автор Иван Иванов.
Караванский метеорит
Был такой случай
В прошлом году
коллекция метеоритов российской Академии наук пополнилась
железокаменным метеоритом, найденным в 2010 году братьями
Сергеем и Александром Бледных в селе Караванное. Найденный
метеорит (вес 132 кг) получил название «Караванное» по месту его
находки. Сергей Васильевич Бледных рассказывает о находке: «В
течение многих лет меня сопровождало одно детское воспоминание
из жизни в Караванном, состоящее в том, что я ковыряю пальцем
большой ржавый камень. Понимание, что это за камень, пришло,
когда я стал взрослым. Приехав однажды в отпуск на родину, я
захотел найти тот камень из детства, но ландшафт села сильно
изменился, и никаких следов камня мне тогда обнаружить не
удалось». Будучи в отпуске, Сергей Бледных снова побывал в
родном селе и поделился своими воспоминаниями с братом
Александром. Сергей был очень удивлен, когда брат Александр
сказал, что камень никуда не терялся.
28 сентября 2010 года камень доставили домой. Когда его отмыли, Сергей даже засомневался, что это метеорит, так как коры плавления не было видно. «В том, что это метеорит, сомнений не осталось после того, как от него был отпилен фрагмент», - говорит Сергей Бледных.
Исследование метеорита проведено в Институте геохимии и аналитической химии российской академии наук при участии специалистов из Института геологии рудных месторождений и Открытого Университета (Великобритания). Научно определено, что это метеорит.
По материалам журнала «Родная старина»
А вот что рассказал нам житель села Караванное А.И. Суслов: «Случилось это в деревне Михаленки около реки Ошма. Житель деревни Абрам Васильевич Шевнин называл их «божьими камнями». Историк-краевед Андрей Борисович Шевнин изучает историю образования деревни Михаленки, он научно доказал, что первые люди пришли в деревню на лесную гарь, как потом впоследствии оказалось, что лес сожгли метеориты».
В
деревнях округи улицы не имели названий, разве что деревенские
жители обозначали их своими пометами типа «улочка», «проулок»
или как иначе. А вот улицы села Караванного имеют названия.
Шесть улиц – шесть названий: Запрудная, Калинина, Свободы,
Советская, улица Труда, Школьная.
Видеосюжеты справа:
1. Село
Караванное, август 2021 года. Съемка с квадрокоптера. Поделился
(представил на YouTube)
Илья Исаев.
2. Съемка Александра Шалагинова в июле 2023 года.
Караванное в
литературе
Из романа
Сергея
Алексеева"Рой":
- Проснись,
паренечёк, Тужа будёт!
Он вышел в Туже —
районном центре, — когда вечерние сумерки, придавленные низким небом,
напрочь закрыли село. Почему-то сразу вспомнилась отцова шутка по поводу
названия вятских сел.