На главную  
 

На карте       Ошма         Округа        Вятский край          Вятка в интернете


Михалёнки

 

Михаленский химзавод >>>

 

Андрей Шевнин

 

Об авторе

А. Б. Шевнин родился в посёлке Пижма в 1966 г. Окончил Пижемскую среднюю школу, работал на заводе «Оргсинтез» в Нижнем Новгороде, в сельской библиотеке, учителем истории в род­ной школе, главой администрации посёлка Пижма. В 1997 году снова вернулся в школу.

 

Окончил исторический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Среди его увлечений: туризм (является инструктором по детско-юношескому туризму), скаутинг - он скаутмастер Русского Союза Скаутов, краеведение. Написал несколько исследований и статей по истории Тоншаевского района, Чистопольской и Верхопижемской волостей.

Деревня Михаленки и её жители

 

О деревне Михаленки я услышал от своих родственников ещё в детстве. Впоследствии, когда я выбрал стезю учителя истории, уже более внимательно слушал такие рассказы, но лишь поднакопив жизненного опыта и перешагнув рубеж «возраста Христа», серьёзно увлёкся историей родного края. Этому во многом способствовал мой дядя Александр Фёдорович Степанов, обладающий замечательным талантом рассказчика, помнивший рассказы стариков «про старую жизнь» и главное — прививший мне с детства «любовь к отеческим гробам». Был и ещё один учитель — коренной михалёнский житель, двоюродный брат моего деда — Авраамий Васильевич Шевнин, который прожил 94 года, прошёл войну, голодал в блокадном Ленинграде, поднимал послевоенную деревню и выехал из своего дома в Михалёнках одним из последних. Дед Абрам, или Абрамко, как его звали земляки, до последних дней был в здравой памяти и мог по памяти рассказать всё своё генеалогическое древо, вплоть до основания деревни. У русских людей всегда было принято помнить своих дедов-прадедов до седьмого колена и поминать их в своих молитвах. Это и позволило мне получить те сведения о своих корнях, зацепившись за которые я смог разобраться с переплетениями судеб своих предков. В 1999 году я со своим скаутским патрулём «Совы» (это детская организация, занимаю­щаяся туризмом и полезными делами) путешествовал в окрестностях Тужи и зашёл в районный ЗАГС узнать, сохранились ли метрические книги Караванской церкви. На моё счастье, они оказались в целости и сохранности с 1862 года. Первые выписки о михалёнских жителях я сделал именно тогда, но начальных сведений о деревне здесь я не нашёл. Чувство неутолённой жажды исторического поиска привело меня в Кировский областной архив, где я обнаружил недостающее звено: метрические книги села Караванного и села Чистополья, конец 18-го, начало 19 веков. Более того, здесь мне удалось сделать ряд открытий, которые позволили мне продвинуться в поисках своих предков до начала 17 века. Но обо всём по порядку.

Прежде всего, начнём с фамилий. Точный смысл своей я не могу понять до сих пор... Фамилии у вятчан существовали с древнейших времён, вероятно, они были принесены ими ещё из Новгорода Великого, откуда они все когда-то переселились на Вятку. Известно, что первые вятчане или хлыновцы были разбойниками — ушкуйниками. Они, подобно древним викингам, на речных судах — ушкуях плавали по рекам, перетаскивая свои лодки из одной речной системы в другую по волокам. Так, по рекам Югу и Моломе они попали на Вятку. Заселение русскими вятских пределов было очень медленным, так как постоянные войны, набеги татар и черемис не способствовали росту населения. Первая дошед­шая до нас перепись населения за 1615 год — «Дозорная книга князя Звенигородского» — во­еводы города Орлова, перечисляет всего около 3000 человек во всей Орловской округе, а всего население Вятского края тогда не превышало  15000 человек. В этом документе все местные жители носят фамилии: Вершинин, Гребнев, Тупицын, Лоскутов, Шевнин — последняя встречается  крайне  редко. Смысл большинства фамилий заключён как бы в насмешке над носящем её человеком  или связан с его трудовой деятельностью. Так, например, фамилия Шабалин произошла от слова «шабала» — деталь, часть сохи, которая «гуляет, как ей вздумается», поэтому носитель этой фамилии не только крестьянин, но и болтун, бестолковый человек. Фамилия Шевнины также произошла от какого-то предмета в сельском производстве.

До 17 века вятчане занима­лись земледелием лишь около своих укреплённых поселений, вблизи реки Вятки, большая же часть жизни её мужского на­селения проходила в набегах и сборах даней с окрестных жителей: вотяков, пермяков, марийцев, но самыми опасными были походы на татар, борьба с ними велась с переменным успехом, пока при Иване Грозном не была поставлена окончательная точка в разгроме и покорении Казанского, Астраханского, а затем и Сибирского ханств.

С этого момента вятчане стали расселяться по небольшим речкам, скрывались от налогового бремени, так как при царе Иване Грозном на Вятке провели первую налоговую перепись населения: появляются такие поселения, как Шалегово, Пищалье, Монастырщина и другие. Большая же часть Вятского края была малообжитой и использовалась как охотничьи угодья марийцами и удмуртами, которые в 17 веке почти не имели постоянных селений, переходя с места на место, тем более что землю не удобряли. Через 3-5 лет, после истощения земли, расчищали новый земельный участок, старый бросали. Шевнины, жившие в Михалёнках, произошли от тех новгород­цев-ушкуйников, поселившихся когда-то на реке Вятке в 20 верстах ниже Орлова, основав здесь село Истобенск. С 1615 года и до сегодняшнего дня рядом с селом существует деревня Шевнины, ранее называвшаяся починок Тихоновский. В 1615 г. здесь был лишь один домохозяин — Конон Шевнин, следовательно, род Шевниных про­изошёл от Тихона — основателя этой деревни, время её основания, вероятно, 2 пол. 16 в. В 17-18 вв. часть семей Шевниных расселяются в Шалеговскую волость, здесь появляется починок Филиппа Хлопова, а в середине XVIII века несколько семей переселяются на новые земли близ нового села Чистополья. В 1782 году Шевнины жили здесь в двух деревнях: д. Красное — сегодня это окраина села, и д. Игнашинская — в 3 км от села.

Таким образом, переселение с места на место в России было популярно вплоть до середины 30-х годов XX столетия, лишь коллективизация остановила этот процесс, превратив свобод­ных крестьян в наёмных батра­ков, но, с другой стороны, сельское хозяйство вместо развития экстенсивного перешло на интенсивное производство.

В начале XIX в., точнее, между 1810-1817 гг. по средней по­лосе России, в том числе и по Вятской губернии, прошла полоса страшных лесных пожаров, говорят, что этот природный катаклизм связан с пролетающими вблизи земли кометами. Многие тысячи гектаров лесов выгорали, но в то же время это помогало крестьянам осваивать новые земли — не надо было вырубать лес, оставалось только раскорчевать остатки леса и распахать землю.

В долине Ошмы эти земли, освобождённые от леса, расхваты­вались переселенцами очень быстро. Случались даже стычки между крестьянами за землю. Земля на месте будущей деревни Михалёнки была занята Петром Тупицыным и даже получила название починок Петра Тупицына, но почему-то он не смог закрепиться на этой земле, и на это место пришёл младший сын Прокопия Шевнина — Михаил (Михалко — так его звали односельчане), от этого имени впоследствии и деревня была переименована в Михалёнки, хотя старое название в церковных книгах встречается вплоть до 20-х годов XX в.

По устному преданию, Михалко посеял на этой земле несколько пудов ячменя, и с этого началась деревня. Я думаю, что закрепление, а может быть, и захват земли был осуществлён Михаилом не без помощи отца — волостного старшины... Но так или иначе именно Михаил Прокопьевич Шевнин (год рождения 1778 г.) стал осно­вателем этой деревни. Но он переселился не один, а со своей семьёй: женой Степанидой Денисовной Сусловой, сыновьями Михаилом (1792-1862 г.р.), Ива­ном (1798-1868), Гавриилом (1805 -1831), Константином (1809-1870), а также с братом жены — Павлом Денисовичем Сусловым (1785-1848), тоже с сыновьями Сергеем, Иваном (1817 г.р.), Фёдором, Григорием (1798 г.р.). Так, в Михалёнках сложились два рода: Шевнины и Сусловы. Кстати, Сусловы переселились из Троицкого прихода Сорвижской округи из деревни Шабродской. Затем в деревню переехал род Норкиных. Три брата Фока, Андрей и Михаил Афанасьевичи Норкины вщехали под Чистополье также из Троицкого прихода из починка Волкове Гнездо. Сначала остановились в деревне Коченурской, затем Фока Норкин переехал уже в Михалёнки, здесь у него родилось 5 сыновей: Георгий, Кузьма, Павел, Иван, Конон. И, наконец, в 70-х гг. ХIX в. в деревню переехал ещё один род — Шабалины — два брата: Карп и Фёдор Фёдоровичи.

До строительства в 1852 г. церкви Николая Чудотворца во вновь образованном селе Верхопижемском (Караванное) вся округа ходила в церковь в село Чистополье. Это было далеко и поэтому на многие праздники, особенно летом, ходили в деревянные часовни. Так, в 1827 году в Б. Кугунуре (Русских Кугалках) часовня была построена деревянная, покрыта тёсом, с железным крестом и четырьмя окнами, в ней было две иконы: Николая Чудотворца и пророка Илии. Очевидно, что именно с того времени в округе особо празднуется 2 августа — Ильин день, а церковь названа была в честь святого Николая. Церковь в Верхопижемье выстроена по указу Вятской духовной консистории за № 4934 тщанием прихожан и первого священника Тимофея Ивановича Емельянова в 1852 г.. Здание было без колокольни, но обшито тёсом. Штат церкви состоял из двух свя­щенников, диакона, дьяка и пономаря. За церковью числилось пахотной земли 66 десятин. От церкви до Чистополья было 15 вёрст, а до Тужи — 24. Вторым священником был назначен Пётр Фёдорович Филимонов, диаконом Алексей Иванович Изергин, пономарём Михаил Андреевич Осокин, дьячком Максим Данилович Москвин.

К 1882 г. церковь стала трехклирной, то есть появился третий священник - Владимир Попов, а вместо священника Филимонова новым священником стал Алексей Изергин. С появлением церкви появилось и село.

В Клировых ведомостях Ни­колаевской церкви с. Верхопижемья (Караванное) 1870 года, помимо описания церкви и семей священноцерковнослужителей, даются сведения о прихожанах церкви.

Спустя 50 лет, в 1926 году, проводилась перепись населения, какие деревни существовали в период расцвета НЭПа, то есть самое благополучное время для русских крестьян, в Михалёнках проживали 206 человек.

Такое количество населения на сравнительно небольшой территории показывает: во-первых, что земли были довольно плодородны; во-вторых, большая часть земель использовалась достаточно интенсивно по тому времени, но вскоре возникла бы старая проблема — куда девать излишнее население. К 30 - м годам большинство земель вдоль Ошмы и Пижмы, годные для земледелия, были заняты... Выше по Ошме и Пижме были болота и земли также уже занятые.

Починки эти выросли в лесу, новосёлы вручную корчевали вековой лес, разрабатывали поля, строили дома, мельницы, церковь Иоанна Предтечи - сначала деревянную в 1768 году, затем каменную в 1830 г. Невдалеке от речки Боковой, что впадает в Пижму ниже Ошмы, был основан починок Матвея Шевнина. Видимо, этот Матвей Шевнин и стал основателем нашего рода. В конце своей жизни он переселяется поближе к селу Чистополью - в починок-деревню Красный. Его сын Прокопий Шевнин в 1795 году составлял 5-ю ревизскую сказку Чистопольской волости, находясь на должности волостного старшины, которая была выборной. Что­бы её занять, нужно было иметь большой авторитет и быть грамотным человеком, что в то время было большой редкостью среди крестьян.

В конце 18 века, начале 19-го на земли в долинах рек Пижмы и Ошмы началось массовое переселение крестьян, особенно из Орловского и Котельнического уездов. Возникает множество починков, не имевших никакого названия, кроме названий местности, где они располагались: починок на речке Шудумке, Пиштенурке, Кугонерке, Шапшанерке, Климанерке, Лунгуже, Пертянке и так далее.

Почему переселялись крестьяне, оставляя в своих старых деревнях родственников, дома, сложившийся уклад? Видимо, было это переселение выгодным для всех. Во-первых, для государства: осваивались новые земли, росло население, увеличивалось количество налогоплательщиков, поэтому государство стимулировало переселенческую политику, устанавливало различные льготы и даже освобождало на несколько лет от налогов. Во-вторых, это было выгодно крестьянской общине — излишек населения приводил к малоземелью, а это вело к обнищанию крестьянской общины, поэтому крестьянский мир решал этот вопрос довольно просто: если не было желающих переселиться, то решали проблему путём жребия или даже насильно, выбирая, конечно, семьи, способ­ные к этому. Семью, состоящую из одних малолетних детей, не отправишь корчевать лес и строить дома, нужны сила и взаимопомощь, поэтому переселялись обычно взрослый мужик с подросшими сыновьями или сразу несколько семей. В-третьих, это было выгодно самому переселенцу, так как на новом месте ему не нужно было делить землю на паи, потому что землю нужно было сначала достать из-под леса, вырубить лес, затем его сжечь, затем распахать сохой поле, выкорчевать кустарник вдоль речек и ручьёв для сенокосов, а это зависело только от самого переселенца.

Оставалось несколько вариантов: уходить в города на постоянную или хотя бы временную работу, развивать хозяйство по пути интенсификации или переселяться на большие расстояния, например, в Сибирь, на Северный Кавказ и так далее. В 20-е годы, например, несколько семей из Михаленок уехали в Сибирь (братья Федос и Владимир Александровичи Шевнины). Но мы знаем, куда повернулся руль истории: вместо НЭПа - всерьёз и надолго - раскрестьянивание, коллективизация, уничтожение генофонда русского крестьянства. Михалёнкам в это время, скажем прямо, сильно повезло: создателями колхоза здесь были братья Яков, Илья и Игнат Михайловичи Шевнины, которые не применяли репрессий при создании колхоза, очевидно, сами верили в светлое будущее. По моим данным, раскулачиванию подверглись три семьи Норкиных: Кондрат Иванович, Николай и Павел, а также Николай Шевнин. Большинство не вступило в колхоз добровольно, в том числе и мой прадед - Матвей Иванович Шевнин - дядя первых руководителей колхоза. Он имел большое хозяйство: 4 лошади, 10 коров, 50 овец, 10 свиноматок и 2 хряков, не считая птицы и, кроме всего прочего, имел льнобойную мастерскую, где вырабатывал прекрасное льняное масло. У него было 3 сына. Старший, Дмитрий, мой дед, трагически погиб в 1931 году - утонул в Ошме (и сегодня всем известна Митькина яма). Средний, Иван, ушёл в армию, где сделал прекрасную карьеру лётчика-испытателя морской авиации (в ноябре 1941 года он погиб при испытании самолёта под Астраханью). Именно он заставил отца отдать всё иму­щество в колхоз, вообще об этом замечательном человеке нужно рассказывать отдельно. Он был дружен со многими известными лётчиками того времени - Коккинаки, Байдуковым и другими. В 1936 году его наградили орденом Красной Звезды за №1096, наградили личным автомобилем М-1. Он «вывел» в лётчики своего младшего брата Михаила и племянника Владимира Яковлевича - сына первого председателя. Основатели колхоза недолго были у власти - год, а затем, поняв бесперспективность жизни в колхозе, подались в г. Котельнич: Яков работал начальником складов на пристани райпо, Игнат был начальником райпо, а Илья до 1938 года был директором железнодорожной школы № 15 на станции Котельнич, затем был направлен на партработу в г. Ковров, став первым секретарём горкома ВКП(б). Лишь Игнат Михайлович из них прошёл всю войну на фронте, получил два ордена Красной Звезды, а также три ранения и контузию. Была у Матвея Ивановича ещё и дочь Анна, выдана она была замуж за Игната Шишмакова  -  одного из самых сильных людей в округе. Во время коллективизации их семью раскулачили, Игнат погиб в лагере Сухобезводное, а Анна Матвеевна осталась с тремя дочерьми в чужой деревне, как и моя бабушка Анна Степановна, оставшаяся также вдовой с тремя дочерьми в 27 лет. За отца им всем стал Иван Матвеевич Шевнин, у которого в деревне росли двое сыновей, но он не делал между ними разницы - помогал всем, чем мог: деньгами, подарками.

Много слышал я интересных рассказов о деревне Михалёнки и о её жителях, но всех их невозможно уместить в небольшом рассказе, нужна целая книга, которую я надеюсь написать, чтобы в ней был живой язык уходящего века, чтобы реальные исторические факты и события перемежались с воспоминаниями жителей этой прекрасной земли - деревни Михалёнки.

 

© Павел Коркин. E-mail:pavelkorkin@yandex.ru

Hosted by uCoz