Михалёнки
Михаленский химзавод
>>>
Андрей Шевнин
Об авторе
А. Б. Шевнин родился в посёлке Пижма в
1966 г. Окончил Пижемскую среднюю школу, работал на заводе «Оргсинтез» в
Нижнем Новгороде, в сельской библиотеке, учителем истории в родной
школе, главой администрации посёлка Пижма. В 1997 году снова вернулся в
школу.
|
Окончил исторический факультет Горьковского
государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Среди его
увлечений: туризм (является инструктором по детско-юношескому туризму),
скаутинг - он скаутмастер Русского Союза Скаутов, краеведение. Написал
несколько исследований и статей по истории Тоншаевского района,
Чистопольской и Верхопижемской волостей. |
Деревня Михаленки и её жители
О деревне Михаленки я услышал от своих
родственников ещё в детстве. Впоследствии, когда я выбрал стезю учителя
истории, уже более внимательно слушал такие рассказы, но лишь поднакопив
жизненного опыта и перешагнув рубеж «возраста Христа», серьёзно увлёкся
историей родного края. Этому во многом способствовал мой дядя Александр
Фёдорович Степанов, обладающий замечательным талантом рассказчика, помнивший
рассказы стариков «про старую жизнь» и главное — прививший мне с детства
«любовь к отеческим гробам». Был и ещё один учитель — коренной михалёнский
житель, двоюродный брат моего деда — Авраамий Васильевич Шевнин, который
прожил 94 года, прошёл войну, голодал в блокадном Ленинграде, поднимал
послевоенную деревню и выехал из своего дома в Михалёнках одним из
последних. Дед Абрам, или Абрамко, как его звали земляки, до последних дней
был в здравой памяти и мог по памяти рассказать всё своё генеалогическое
древо, вплоть до основания деревни. У русских людей всегда было принято
помнить своих дедов-прадедов до седьмого колена и поминать их в своих
молитвах. Это и позволило мне получить те сведения о своих корнях,
зацепившись за которые я смог разобраться с переплетениями судеб своих
предков. В 1999 году я со своим скаутским патрулём «Совы» (это детская
организация, занимающаяся туризмом и полезными делами) путешествовал в
окрестностях Тужи и зашёл в районный ЗАГС узнать, сохранились ли метрические
книги Караванской церкви. На моё счастье, они оказались в целости и
сохранности с 1862 года. Первые выписки о михалёнских жителях я сделал
именно тогда, но начальных сведений о деревне здесь я не нашёл. Чувство
неутолённой жажды исторического поиска привело меня в Кировский областной
архив, где я обнаружил недостающее звено: метрические книги села Караванного
и села Чистополья, конец 18-го, начало 19 веков. Более того, здесь мне
удалось сделать ряд открытий, которые позволили мне продвинуться в поисках
своих предков до начала 17 века. Но обо всём по порядку.
Прежде всего, начнём с фамилий. Точный
смысл своей я не могу понять до сих пор... Фамилии у вятчан существовали с
древнейших времён, вероятно, они были принесены ими ещё из Новгорода
Великого, откуда они все когда-то переселились на Вятку. Известно, что
первые вятчане или хлыновцы были разбойниками — ушкуйниками. Они, подобно
древним викингам, на речных судах — ушкуях плавали по рекам, перетаскивая
свои лодки из одной речной системы в другую по волокам. Так, по рекам Югу и
Моломе они попали на Вятку. Заселение русскими вятских пределов было очень
медленным, так как постоянные войны, набеги татар и черемис не
способствовали росту населения. Первая дошедшая до нас перепись населения
за 1615 год — «Дозорная книга князя Звенигородского» — воеводы города
Орлова, перечисляет всего около 3000 человек во всей Орловской округе, а
всего население Вятского края тогда не превышало 15000 человек. В этом
документе все местные жители носят фамилии: Вершинин, Гребнев, Тупицын,
Лоскутов, Шевнин — последняя встречается крайне редко. Смысл большинства
фамилий заключён как бы в насмешке над носящем её человеком или связан с
его трудовой деятельностью. Так, например, фамилия Шабалин произошла от
слова «шабала» — деталь, часть сохи, которая «гуляет, как ей вздумается»,
поэтому носитель этой фамилии не только крестьянин,
но и болтун, бестолковый человек.
Фамилия Шевнины также произошла
от какого-то предмета
в сельском производстве.
До 17 века вятчане занимались земледелием
лишь около своих укреплённых поселений,
вблизи реки Вятки, большая же
часть жизни её мужского населения
проходила в набегах и сборах
даней с окрестных жителей:
вотяков, пермяков, марийцев, но
самыми опасными были походы на татар, борьба с ними
велась с переменным успехом,
пока при Иване Грозном не была
поставлена окончательная точка
в разгроме и покорении Казанского,
Астраханского, а затем и
Сибирского ханств.
С этого момента вятчане стали
расселяться по небольшим речкам,
скрывались от налогового бремени,
так как при царе Иване Грозном
на Вятке провели первую налоговую
перепись населения: появляются такие поселения,
как Шалегово, Пищалье,
Монастырщина и другие. Большая же
часть Вятского края была
малообжитой и использовалась как охотничьи угодья
марийцами и удмуртами, которые в
17 веке почти не имели постоянных
селений, переходя с места на место, тем более что
землю не удобряли. Через 3-5 лет,
после истощения земли, расчищали новый земельный
участок, старый бросали. Шевнины,
жившие в Михалёнках, произошли от тех новгородцев-ушкуйников,
поселившихся когда-то на реке Вятке в 20 верстах ниже Орлова, основав
здесь село Истобенск. С 1615 года и до
сегодняшнего дня рядом с селом
существует деревня Шевнины, ранее называвшаяся
починок Тихоновский. В 1615 г.
здесь был лишь один домохозяин
— Конон Шевнин, следовательно, род Шевниных произошёл
от Тихона — основателя этой
деревни, время её основания,
вероятно, 2 пол. 16 в. В 17-18 вв. часть семей Шевниных
расселяются в Шалеговскую волость, здесь появляется починок Филиппа
Хлопова, а в середине XVIII века несколько
семей переселяются на новые
земли близ нового села Чистополья.
В 1782 году Шевнины жили здесь в
двух деревнях: д. Красное —
сегодня это окраина села, и д.
Игнашинская — в 3 км
от села.
Таким образом, переселение с места на место в
России было популярно вплоть до середины 30-х годов XX
столетия, лишь коллективизация остановила этот процесс, превратив свободных
крестьян в наёмных батраков, но, с другой стороны, сельское хозяйство
вместо развития экстенсивного перешло на интенсивное производство.
В начале XIX в.,
точнее, между 1810-1817 гг. по средней полосе России, в том числе и по
Вятской губернии, прошла полоса страшных лесных пожаров, говорят, что этот
природный катаклизм связан с пролетающими вблизи земли кометами. Многие
тысячи гектаров лесов выгорали, но в то же время это помогало крестьянам
осваивать новые земли — не надо было вырубать лес, оставалось только
раскорчевать остатки леса и распахать землю.
В долине Ошмы эти земли, освобождённые от леса,
расхватывались переселенцами очень быстро. Случались даже стычки между
крестьянами за землю. Земля на месте будущей деревни Михалёнки была занята
Петром Тупицыным и даже получила название починок Петра Тупицына, но
почему-то он не смог закрепиться на этой земле, и на это место пришёл
младший сын Прокопия Шевнина — Михаил (Михалко — так его звали
односельчане), от этого имени впоследствии и деревня была переименована в
Михалёнки, хотя старое название в церковных книгах встречается вплоть до
20-х годов XX в.
По устному преданию, Михалко посеял на этой
земле несколько пудов ячменя, и с этого началась деревня. Я думаю, что
закрепление, а может быть, и захват земли был осуществлён Михаилом не без
помощи отца — волостного старшины... Но так или иначе именно Михаил
Прокопьевич Шевнин (год рождения 1778 г.) стал основателем этой деревни. Но
он переселился не один, а со своей семьёй: женой Степанидой Денисовной
Сусловой, сыновьями Михаилом (1792-1862 г.р.), Иваном (1798-1868),
Гавриилом (1805 -1831), Константином (1809-1870), а также с братом жены —
Павлом Денисовичем Сусловым (1785-1848), тоже с сыновьями Сергеем, Иваном
(1817 г.р.), Фёдором, Григорием (1798 г.р.). Так, в Михалёнках сложились два
рода: Шевнины и Сусловы. Кстати, Сусловы переселились из Троицкого прихода
Сорвижской округи из деревни Шабродской. Затем в деревню переехал род
Норкиных. Три брата Фока, Андрей и Михаил Афанасьевичи Норкины вщехали под
Чистополье также из Троицкого прихода из починка Волкове Гнездо. Сначала
остановились в деревне Коченурской, затем Фока Норкин переехал уже в
Михалёнки, здесь у него родилось 5 сыновей: Георгий, Кузьма, Павел, Иван,
Конон. И, наконец, в 70-х гг. ХIX в. в деревню
переехал ещё один род — Шабалины — два брата: Карп и Фёдор Фёдоровичи.
До строительства в 1852 г. церкви Николая
Чудотворца во вновь образованном селе Верхопижемском (Караванное) вся округа
ходила в церковь в село Чистополье. Это было далеко и поэтому на многие
праздники, особенно летом, ходили в деревянные часовни. Так, в 1827 году в
Б. Кугунуре (Русских Кугалках) часовня была построена деревянная, покрыта
тёсом, с железным крестом и четырьмя окнами, в ней было две иконы: Николая
Чудотворца и пророка Илии. Очевидно, что именно с того времени в округе
особо празднуется 2 августа — Ильин день, а церковь названа была в честь
святого Николая. Церковь в Верхопижемье выстроена по указу Вятской духовной
консистории за № 4934 тщанием прихожан и первого священника Тимофея
Ивановича Емельянова в 1852 г.. Здание было без колокольни, но обшито тёсом.
Штат церкви состоял из двух священников, диакона, дьяка и пономаря. За
церковью числилось пахотной земли 66 десятин. От церкви до Чистополья было
15 вёрст, а до Тужи — 24. Вторым священником был назначен Пётр Фёдорович
Филимонов, диаконом Алексей Иванович Изергин, пономарём Михаил Андреевич
Осокин, дьячком Максим Данилович Москвин.
К 1882 г. церковь стала трехклирной, то есть
появился третий священник - Владимир Попов, а вместо священника Филимонова
новым священником стал Алексей Изергин. С появлением церкви появилось и
село.
В Клировых ведомостях Николаевской церкви с.
Верхопижемья (Караванное) 1870 года, помимо описания церкви и семей
священноцерковнослужителей, даются сведения о прихожанах церкви.
Спустя 50 лет, в 1926 году, проводилась перепись
населения, какие деревни существовали в период расцвета НЭПа, то есть самое
благополучное время для русских крестьян, в Михалёнках проживали 206
человек.
Такое количество населения на сравнительно
небольшой территории показывает: во-первых, что земли были довольно
плодородны; во-вторых, большая часть земель использовалась достаточно
интенсивно по тому времени, но вскоре возникла бы старая проблема — куда
девать излишнее население. К 30 - м годам большинство земель вдоль Ошмы и
Пижмы, годные для земледелия, были заняты... Выше по Ошме и Пижме были
болота и земли также уже занятые.
Починки эти выросли в лесу, новосёлы вручную
корчевали вековой лес, разрабатывали поля, строили дома, мельницы, церковь
Иоанна Предтечи - сначала деревянную в 1768 году, затем каменную в 1830 г.
Невдалеке от речки Боковой, что впадает в Пижму ниже Ошмы, был основан
починок Матвея Шевнина. Видимо, этот Матвей Шевнин и стал основателем нашего
рода. В конце своей жизни он переселяется поближе к селу Чистополью - в
починок-деревню Красный. Его сын Прокопий Шевнин в 1795 году составлял 5-ю
ревизскую сказку Чистопольской волости, находясь на должности волостного
старшины, которая была выборной. Чтобы её занять, нужно было иметь большой
авторитет и быть грамотным человеком, что в то время было большой редкостью
среди крестьян.
В конце 18 века, начале 19-го на земли в долинах
рек Пижмы и Ошмы началось массовое переселение крестьян, особенно из
Орловского и Котельнического уездов. Возникает множество починков, не
имевших никакого названия, кроме названий местности, где они располагались:
починок на речке Шудумке, Пиштенурке, Кугонерке, Шапшанерке, Климанерке,
Лунгуже, Пертянке и так далее.
Почему переселялись крестьяне, оставляя в своих
старых деревнях родственников, дома, сложившийся уклад? Видимо, было это
переселение выгодным для всех. Во-первых, для государства: осваивались новые
земли, росло население, увеличивалось количество налогоплательщиков, поэтому
государство стимулировало переселенческую политику, устанавливало различные
льготы и даже освобождало на несколько лет от налогов. Во-вторых, это было
выгодно крестьянской общине — излишек населения приводил к малоземелью, а
это вело к обнищанию крестьянской общины, поэтому крестьянский мир решал
этот вопрос довольно просто: если не было желающих переселиться, то решали
проблему путём жребия или даже насильно, выбирая, конечно, семьи, способные
к этому. Семью, состоящую из одних малолетних детей, не отправишь корчевать
лес и строить дома, нужны сила и взаимопомощь, поэтому переселялись обычно
взрослый мужик с подросшими сыновьями или сразу несколько семей. В-третьих,
это было выгодно самому переселенцу, так как на новом месте ему не нужно
было делить землю на паи, потому что землю нужно было сначала достать из-под
леса, вырубить лес, затем его сжечь, затем распахать сохой поле, выкорчевать
кустарник вдоль речек и ручьёв для сенокосов, а это зависело только от
самого переселенца.
Оставалось несколько вариантов: уходить в города
на постоянную или хотя бы временную работу, развивать хозяйство по пути
интенсификации или переселяться на большие расстояния, например, в Сибирь,
на Северный Кавказ и так далее. В 20-е годы, например, несколько семей из
Михаленок уехали в Сибирь (братья Федос и Владимир Александровичи Шевнины).
Но мы знаем, куда повернулся руль истории: вместо НЭПа - всерьёз и надолго -
раскрестьянивание, коллективизация, уничтожение генофонда русского
крестьянства. Михалёнкам в это время, скажем прямо, сильно повезло:
создателями колхоза здесь были братья Яков, Илья и Игнат Михайловичи Шевнины,
которые не применяли репрессий при создании колхоза, очевидно, сами верили в
светлое будущее. По моим данным, раскулачиванию подверглись три семьи
Норкиных: Кондрат Иванович, Николай и Павел, а также Николай Шевнин.
Большинство не вступило в колхоз добровольно, в том числе и мой прадед -
Матвей Иванович Шевнин - дядя первых руководителей колхоза. Он имел большое
хозяйство: 4 лошади, 10 коров, 50 овец, 10 свиноматок и 2 хряков, не считая
птицы и, кроме всего прочего, имел льнобойную мастерскую, где вырабатывал
прекрасное льняное масло. У него было 3 сына. Старший, Дмитрий, мой дед,
трагически погиб в 1931 году - утонул в Ошме (и сегодня всем известна
Митькина яма). Средний, Иван, ушёл в армию, где сделал прекрасную карьеру
лётчика-испытателя морской авиации (в ноябре 1941 года он погиб при
испытании самолёта под Астраханью). Именно он заставил отца отдать всё
имущество в колхоз, вообще об этом замечательном человеке нужно
рассказывать отдельно. Он был дружен со многими известными лётчиками того
времени - Коккинаки, Байдуковым и другими. В 1936 году его наградили орденом
Красной Звезды за №1096, наградили личным автомобилем М-1. Он «вывел» в
лётчики своего младшего брата Михаила и племянника Владимира Яковлевича -
сына первого председателя. Основатели колхоза недолго были у власти - год, а
затем, поняв бесперспективность жизни в колхозе, подались в г. Котельнич:
Яков работал начальником складов на пристани райпо, Игнат был начальником
райпо, а Илья до 1938 года был директором железнодорожной школы № 15 на
станции Котельнич, затем был направлен на партработу в г. Ковров, став
первым секретарём горкома ВКП(б). Лишь Игнат Михайлович из них прошёл всю
войну на фронте, получил два ордена Красной Звезды, а также три ранения и
контузию. Была у Матвея Ивановича ещё и дочь Анна, выдана она была замуж за
Игната Шишмакова - одного из самых сильных людей в округе. Во время
коллективизации их семью раскулачили, Игнат погиб в лагере Сухобезводное, а
Анна Матвеевна осталась с тремя дочерьми в чужой деревне, как и моя бабушка
Анна Степановна, оставшаяся также вдовой с тремя дочерьми в 27 лет. За отца
им всем стал Иван Матвеевич Шевнин, у которого в деревне росли двое сыновей,
но он не делал между ними разницы - помогал всем, чем мог: деньгами,
подарками.
Много слышал я интересных рассказов о деревне
Михалёнки и о её жителях, но всех их невозможно уместить в небольшом
рассказе, нужна целая книга, которую я надеюсь написать, чтобы в ней был
живой язык уходящего века, чтобы реальные исторические факты и события
перемежались с воспоминаниями жителей этой прекрасной земли - деревни
Михалёнки.
![](../f/liniya.gif)
|